• Home
  • V1
  • Fashion
  • Тренды современности, определяющие моду

Тренды современности, определяющие моду

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Fashion

В рамках деловой программы Недели моды в Москве состоялась лекция Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, на тему «Тренды современности, определяющие сегодняшнюю моду». Каковы самые интересные культурные тенденции нашего времени,

которые влияют на изменения в ценностях и образе жизни? Этот вопрос был центральным. В лекции был разобран феномен «инвенции» новых идей на подиумы и в магазины. Был освещен вопрос работы механизм прогнозирования в индустрии моды.

Как же предугадать желание покупателя – один из важных вопросов в сфере продаж

Прогнозирование – это инструмент, помогающий предсказывать настроение и ожидания потребителя, - отметила Анна Лебсак-Клейманс. На первый взгляд, прогнозирование кажется почти случайной деятельностью, но на самом деле это важнейший переговорный процесс между индустрией моды и «модой улицы».

Есть несколько вариантов прогнозирования:

- долгосрочное (от 3 лет и более);
- промышленное (на 2 года вперед по сезонам);
- сезонное (на 1 год)

Как подчеркнула эксперт, прогнозировать необходимо не столько модные образцы, сколько те реальности, которые стоят "за" ними. Это включает в себя наблюдения как за изменениями в образе жизни и интересов людей, так и изменение акцентов духовных ценностей.

Точное прогнозирование предполагает:

- изучение социально-экономических тенденций рынка (определение «духа времени»);
- сканирование потребительского рынка;
- проведение конкурентного анализа;
- выявление основных тенденций развития бизнеса

В области промышленного прогнозировании используется анализ недель моды, профессиональных выставок, изучение ритейла, стиля жизни, обрабатывается информация различных мероприятий (прямых и косвенных презентаций).

Существуют три наиболее известные модели долгосрочного прогнозирования: «кривые» моды, колебание маятника и спирали моды. Эти показатели тенденции моды обычно классифицируются по сроку жизни и по доле рынка, что даёт возможность легко отобразить разницу между кратковременными и самыми долгоживущими, так называемыми, классическими тенденциями.

Как можно классифицировать покупателей в отношение к инновациям?

- Инноваторы – 2,5 проц
- Раннее большинство – 34 проц
- Отстающее большинство – 34 проц
- Консерваторы – 16 проц

Модель "Колебание маятника" основана на циклической теории социокультурной динамики П. Сорокина и теории маятника модных циклов Д. Робинсона, которые во многом соответствуют друг другу.

Тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры – искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, П. Сорокин предложил разделить ее на два противоположных типа: «умозрительный» и «чувственный». Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая». Это идеальные модели, буквального воплощения которых не найти в «чистом виде» ни в одну эпоху.

Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность, собственную систему знаний, философию и мировоззрение, свою систему ценностей и представлений о том, что правильно и неправильно; свои нормы поведения; и наконец, свой собственный «идеальный тип человеческой личности» с особым менталитетом и поведением.

«Умозрительная» культура признает, что реальность по своей природе духовна. Примером могут быть религиозно ориентированные общества, которые признают незыблемость религиозных догм, например, христианства, иудаизма, учения о нирване, дао, Брахме и др. В таких обществах идеалы признаются вечными и неизменными, а главные потребности и цели людей, в основном, духовны. Главной целью может быть спасение души, а также служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности. Для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Соответственно, истина абсолютна и вечна и постигается лишь посредством внутреннего опыта - медитации, откровения, божественного вдохновения. Идея «добра» коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях, таких как, например, вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой.

Второй тип культуры – «Чувственная» – прямо противоположен первому типу, в рамках которого реальность по своей природе материальна, доступна разуму. Реальность постоянно изменяется и развивается. Она может быть описана и исследована как становление, процесс, поток, эволюция, прогресс, трансформация. Естественные потребности и цели людей материальные или витальные. Это голод и жажда, секс, убежище, комфорт, защита. Для удовлетворения этих целей необходимо действовать, осознавать цели и конструктивно изменять внешнее окружение. Отсюда также вытекает следующий вывод: истина может быть найдена лишь в практическом опыте, через реальные действия, знание и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в осознанных и чувственных ценностях – польза, знание, удовольствие, личное счастье, комфорт, защита. Приоритеты, ценности и мораль могут меняться во времени и зависят от обстоятельств «времени и места».

Промежуточная, «Идеалистическая» культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью. Наиболее важным принципом такой периодизации является неизбежность смены доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур в истории каждого общества фактически напоминают маятник.

«Точки избыточности» и «золотое сечение»

В параллель с данной социологической концепцией исследователь теории моды Д. Робинсон писал, что модные колебания происходят циклически в течение длительного промежутка времени и похожи на движение маятника. В 1961 г. Робинсон заявил, что мода представляет собой движение по направлению к своему крайнему значению и, достигнув его, начинает движение в обратном направлении. Крайние точки Робинсон называл «точками избыточности», точку равновесия – «золотым сечением».

В качестве примера смены модных стандартов можно рассмотреть смену представлений о красоте. Это смена идеалов "модного тела" – изменение представлений от природного (женственного) до интеллектуального (андрогинного).

«Андрогинный» идеал тела проповедует следующие ценности:
• Тело «не витальное», «бестелесное»
• Главное - душа, тело - как бы его прозрачная оболочка
• Протестный характер, идеологичность, ценности новых свобод (феминизм, сексуальная революция, контркультуры, гранж, антиглобализм)
• Популярность медитаций
• Социальные эскапизм: наркотики, курение, музыка
• Стиль одежды: Каждый новый цикл речь идет о новом прочтении компонентов костюма, силуэта, стиля, но доминирующие признаки остаются – мальчишеская худоба, элементы мужского стиля, платья с заниженной талией или без рукавов.

Витальное тело, женственность:
• Реальность по своей природе материальна, тело функционально, способное к «воспроизводству рода»
• Тело - для удовлетворения природных потребностей (питание, секс, комфорт)
• Природный, здоровый образ жизни – спорт, отдых.

Анна Лебсак-Клейманс привела несколько примеров «модного тела» из разных эпох.

“Curvy Pin-ups” - стиль предусматривает облегающие силуэты, но при этом он не содержит в себе развязанных деталей. Каждая деталь гардероба должна быть женственной и мягкой. В одежде преимущество отдается легким и струящимся тканям. Чаще всего это шелк, сатин и шифон. Говоря о рисунках на одежде, то чаще всего используется горошек, полоска, клетка. Часто используются яркие цвета без каких-либо форм и рисунков. Среди цветов больше подходит ярко красный, голубой и желтый цвет.

“Flower Girl”, хиппи, 60-е - обилие аксессуаров, наличие этнических компонентов. Натуральные материалы, минимум одежды, максимум ярких цветов. Женщина хиппи носит простые хлопчатобумажные футболки, лучше всего не новые, а «из старых запасов». На них не должно быть «лэйблов» и логотипов известных компаний: по натуре своей хиппи – антиглобалисты, выступающие против больших корпораций. Приветствуется наличие на футболке типичного для субкультуры принта, к примеру, значка «пацифик», похожего на перевернутую куриную лапку.

“Healthy Body”, 70-е - идеология феминизма и фитнес пересеклись и усилили позиции друг друга. Жизненная энергия стала новым символом красоты.

“Material Girl”, 80-е - женский образ, созданный американской певицей Мадонной. В моде утвердилась эра феминизации.

Unhealthy body (unisex, grange), 90-е - Изначально унисекс был заимствован у хиппи и панков, уличной молодежи как альтернатива господствующим модным тенденциям. Однако наибольший расцвет этого стиля приходится на 90-е гг. Именно тогда Кельвин Кляйн выпустил коллекцию одежды, универсальную для обоих полов. Его музой была Кейт Мосс – культовая манекенщица, ставшая олицетворением подростковой женственности. Гранж – это одно из самых неоднозначных модных движений, суть которого – отрицание норм внешнего вида, принятых в обществе. В свое время это направление стало протестом против тенденций фэшн-индустрии, гламура и роскоши. Внешний вид поклонников этого направления ассоциировался одновременно и с хиппи, и с панками: старая одежда из секонд-хенда или с дешевого рынка, рваные джинсы, платья, линялые футболки, растянутые и бесформенные свитера, армейские ботинки, кеды и этнические аксессуары.

Glamour Body, 2000 - гламур в современном понимании – это особый стиль жизни, в частности, одежды, соответствующий представлениям о роскоши. Яркая одежда, крупные блестящие украшения, металлические детали в одежде.

В заключении Анна Лебсак Клейманс отметила, что предметом прогнозирования является не только определение тенденций в модной одежде. Также необходим анализ изменений, происходящих на уровне привычек и стиля жизни людей современного общества в целом.

Fashion Consulting Group