Онлайн против оффлайна
By FashionUnited
loading...
Вот
«Из глобального кризиса 2008 года Россия вынесла собственную школу выживания. И, пройдя через этапы инерционного рынка, мы позже отреагировали, чем Европа и Америка на кризис, отреагировали более панически, 2009 год навсегда войдет в историю отечественного ритейла, как круглогодичные истерические распродажи. В 2010 году был временный скачок спроса, который можно назвать эффектом отложенного спроса, когда за год рост рынка оценивался в 10-11%, а после всех этих флуктуаций рынок вышел в достаточно стабильную фазу, когда его основной ценностью стал профессионализм», - говорит Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.
Таким образом, из ситуации быстрого экстенсивного роста российский рынок перешел в стадию стандартного, конкурентного, насыщенного рынка, где побеждают те, кто работает на нем с накопленными бизнес-технологиями. Переход последних трех лет, это изменение стратегии компаний – теперь они вкладываются не сколько в экстенсивный рост, сколько в интенсивный. То есть, это вложения в развитие оргструктур, в реструктуризацию, в смену топ-менеджмента, изменения в системе работы кадровых служб, изменения работы системы планирования и управления товарными запасами. Движение товаров становится более механическим, построенным больше на математических законах, нежели на интуиции и предположениях.
Те средства, которые компания получает из разных источников, вкладываются не только и не столько в увеличение площадей и оборудование, но и в поиски возможности повышения ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators).
«2012 год я бы условно назвала "бархатной революцией онлайна", временем, когда количество перешло в качество. Мы довольно много занимаемся трудоустройством и одни из самых востребованных позиций связаны с организацией онлайн продаж. Это на данный момент растущий дефицитный рынок. Я не могу не согласиться с Рейнхардом Депфером, который высказывает большие сомнения в рентабельности этого рынка, говорит о том, что интернет может оказаться очень обманчивым с точки зрения своей привлекательности. Действительно, темпы роста интернет-продаж на фоне оффлайна – фантастические. Мы публиковали два больших исследования McKinsey и Morgan Stanley, где рост российского интернета увеличился в два раза за два года. Но вопрос рентабельности остается открытым, так как большинство крупных интернет-проектов на сегодняшний день существуют за счет больших инвестиционных вложений», - утверждает госпожа Лебсак-Клейманс.
По ее мнению, если оффлайн-ритейл живет в ситуации эффективной бизнес-технологии, то онлайн-ритейл - в ситуации траты денег и выхода на первую страницу поисковиков. Потому, что, в отличие от интернета, улиц в городах много и разместившись в хорошем месте в Новосибирске или Москве, у компании есть свой шанс на продажу. А страница на мониторе – одна. И победа будет в руках у тех, кто фактически попадет на эту единственную, универсальную страницу.
«Сейчас эти два канала продаж живут в разных философиях. При этом нельзя не сказать о темпах роста онлайн-торговли, о том, что она становится значимой. И Россия входит в четверку лидеров по темпам роста», - говорит Анна Лебсак-Клейманс.
Когда покупатель привыкает делать покупки онлайн, его активность постоянно нарастает. Средний покупатель одежды онлайн-магазина совершает порядка 5-6 покупок в год. Мотивации покупок три – широкий выбор в одном месте, возможность сэкономить время, системно выбрать то, что нужно и попасть в точку, и сделать быстрый маркетинг. Кроме того, онлайн предлагает выгодные покупки.
В то же время, оффлайн имеет очень сильные позиции, и, по-прежнему, продолжает оставаться привлекательным. Показатель сетей, работающих в России, по темпам роста выше, чем в Европе, Соединенных Штатах, и уступают только Китаю.
Так, например, рост H&M в мире составляет 10%, в России достигает 40%. На данный момент становится ясно, что быстро растут только лидеры, крупные компании, которые достаточно прочно стоят на рынке могут удержаться на быстрых темпах роста.
«Здесь есть два пути. Во-первых, это грамотные стратегии, когда компания развивается за счет собственных ресурсов, а во-вторых, развитие за счет крупных инвестиционных средств, позволяющих привлечь иностранные компетенции и свободно чувствовать себя на рынке», - утверждает госпожа Лебсак-Клейманс.
В пятерку лидеров сетевых продаж вошли Melon Fashion Group, Спортмастер, Снежная королева, Modis, Henderson, Baon. Рынок подтверждает правильность выбранных ими стратегий и на фоне растущей конкуренции, как со стороны других компаний, так и альтернативных каналов продаж.
Фото: CPM