• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • 5 ключевых трендов розничного рынка обуви России

5 ключевых трендов розничного рынка обуви России

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес |АНАЛИТИКА

Обувной рынок - это третий по объемам потребительский рынок в стране после рынков продуктов питания и одежды. Специалисты Fashion Consulting Group рассказали FashionUnited о главных трендах на сегодняшний день.

Тренд 1. Реструктуризация и консолидация рынка

Несколько крупных игроков не пережили кризис 2014 г. и заявлены банкротами. Также за последние несколько лет с российского рынка ушли такие отечественные обувные игроки, как Obuv.com, Primorosso, Little Black Shoe, американские сети Payless, Rockport. Значительно сократила число магазинов сеть «Сити Обувь».

С другой стороны, рынок находится в процессе консолидации. Доля 10 крупнейших игроков достигла 15 проц. Ритейлер Kari стал лидером рынка после банкротства ее основного конкурента — сети «ЦентрОбувь», которая в последний раз считалась крупнейшей по итогам 2015 года (1,5 тыс. точек). Количество магазинов Deichmann и ГК "Обувь России" за год (с августа 2017 по август 20118) выросло на 33 проц и 19 проц соответственно. Количество магазинов сети «Юничел» превысило 530, рост составил 11 проц.

Активизировался процесс слияния и поглощения – так, в 2016 году компания Zenden приобрела обувные сети Mascotte и Thomas Münz. Компания «Егорьевск-обувь» (ТМ «Котофей») планирует приобретение 100 проц акций ЗАО «Обувьпром», г. Сызрань (ТМ «Топ-Топ»).

Тренд 2. Диверсификация бизнеса

Рост масштабов бизнеса крупных игроков сопровождается диверсификацией:

- Компания Zenden Group - расширение ЦА и выход в новые ценовые сегменты, вывод в российскую розницу двух итальянских брендов - Sergio Tacchini и - Carrera.

- ГК «Обувь России» - выход на новые рынки: одежда из кожи, линия бесшовного белья, линия домашней одежды, товары для дома. Также компания рассматривает новые направления для работы - B2B, сектор крупных оптовых клиентов и крупных отраслевых предприятий.

- Компания Kari - развитие сети магазинов детских товаров Kari Kids.

- «Эконика» расширила линейку аксессуаров. Ежегодно доля продаж сумок и аксессуаров «Эконика» прирастает на 30-40 проц, и в дальнейшем бренд собирается усиливать эту категорию.

- Thomas Munz планировали выпустить премиальную линейку обуви

Тренд 3. Новые форматы магазинов, оптимизация

- Zenden вывел на рынок новый концепт и новый формат магазинов. Компания делает ставку на запуск больших магазинов площадью от 1000 кв. м.

- Thomas Munz представит новый формат магазинов (более дорогие, с насыщенным цветовым решением).

- Новый формат магазина New Balance Residence Moscow призван стать площадкой для разнообразных мероприятий - запуски новых продуктов и коллекций, тематические лекции и public talks на актуальные темы, авторские выставки, кинопоказы и многое другое.

Тренд 4. Омниканальность в ритейле

Более 60 проц fashion игроков уже открыли собственные интернет-магазины (+17 пп с 2016 года). К 2021 году около 70 проц fashion-ритейлеров будут иметь собственные интернет-магазины. Рост популярности интернета как канала покупок одежды, и увеличение аудитории интернет-покупателей позволяют ритейлерам активно наращивать свои виртуальные продажи. Темпы роста продаж в онлайне в разы превышают их динамику развития офлайн.

Доля онлайн-продаж в выручке:

- Kari – 3 проц

- "Обувь России" – 10-12 проц

- "Котофей" – 7 проц (в планах 25 проц)

Тренд 5. Новые технологии в ритейле

- ГК «Обувь России» планирует внедрять образовательного чат-бота для обучения сотрудников по проектам финансовых сервисов, реализуемых компанией, и для повышения финансовой грамотности персонала. Образовательный чат-бот является разработкой компании Neuro Lab! Algorithms.

- Также ГК «Обувь России» завершила проект по внедрению блокчейна в свои IT-системы для управления проектами финансовых сервисов компании — предоставление рассрочки платежа на покупку обуви и денежных займов. Цель — обеспечение сохранности персональных данных и всей информации о транзакциях по договорам с клиентами.

- Компания Zenden заключила соглашение о сотрудничестве в сфере предоставления клиентам дополнительных сервисов. Первым шагом стало создание и размещение на официальном сайте компании кнопки – виджета "Яндекс. Такси".

- С конца 2016 года сервис Verme (для оптимизации рабочих графиков персонала) установлен в сети обувных магазинов «Эконика», Zenden, «М-Видео» и ещё нескольких компаний. За 4 месяца тестового использования системы в сети обувных салонов «Эконика» были достигнуты такие показатели: продажи компании выросли на 19 проц, фонд оплаты труда снизился на 2 проц, доля покупателей от общего количества посетителей салонов увеличилась на 40 проц.

По итогам 2018 года рост обувного рынка составит до 2-3 проц в рублях - прогноз

Согласно анализу рынка, проведенному специалистами Fashion Consulting Group, при условии уровня продаж, сопоставимого с осенним сезоном прошлого года, по итогам 2018 года (2018F) рост рынка составит до 2-3 проц в рублях. Этот сценарий может быть реализован в случае сигналов об улучшении макроэкономической и политической ситуаций, фиксации текущих высоких цен на нефть и укреплении курса рубля. "К сожалению, в осенний сезон продаж, важнейший для обувного бизнеса, мы входим в ситуации падения курса рубля и в контексте продолжения и усиления международных экономических санкций. В случае отката потребительского спроса к уровню 2016 года реализуется пессимистичный прогноз, что означает, что роста рынка не произойдет. Финальный результат года во многом зависит от того, как поведут себя покупатели в текущем осеннем сезоне", - подчеркивают в FCG.

По данным компании, объем рынка обуви в 2017 году составил 681,9 млрд. руб. (11,7 млрд. долл.). Динамика рынка: 5 проц к 2016 году в рублях.

Фото: "Обувь России"

Fashion Consulting Group
FCG
obuv