• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Что происходит на модном рынке: итоги года

Что происходит на модном рынке: итоги года

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес |КОЛОНКА

Объем российского рынка одежды, обуви и аксессуаров в уходящем году составил 2,36 трлн. руб. Роста в рублевом эквиваленте не произошло. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс рассказала FashionUnited.ru, какова текущая ситуация на отечественном fashion-рынке.

По результатам 11 месяцев 2018 года российский fashion-рынок в рублевом эквиваленте остался на уровне 2017 года. Объем рынка одежды, обуви и аксессуаров, согласно расчётам FCG, составил 2,36 трлн. руб.

Макроэкономические факторы не способствуют оживлению потребительского рынка. Темп прироста ВВП составил 1,8 проц, что на 3 пункта ниже прогнозируемого ранее. Этому отчасти способствовало продолжение череды адресных экономических санкций в 2018 году против лиц и компаний, что повлекло за собой резкий отток иностранных инвестиций. В частности американские инвесторы вынуждены избавляться от акций крупных российских компаний. По данным Минэкономразвития, прямые инвестиции в РФ за январь-сентябрь 2018 года сократились в 11 раз. Объем сокращения, зафиксированный в третьем квартале 2018, стал рекордным с 1994 года. Эти факторы будут иметь пролонгированное влияние на экономику и в 2019 году.

Стагнация потребительского рынка наблюдается на фоне инфляции, роста стоимости услуг ЖКХ, увеличения размеров ежемесячных выплат по кредитам (в 2018 г. этот показатель достиг 17-18 проц от доходов россиян). Вследствие этих факторов продолжает сокращаться объем располагаемого дохода, то есть тех средств, которые люди могут потратить на «необязательные» статьи расходов, которыми являются, например, такие категории, как одежда и обувь.

Импортная продукция становится для россиян все более дорогой

Надо отметить, что импортная продукция становится для россиян все более дорогой, так как динамика обменного курса рубля в течение 2018 года стабильно «сползала» вниз на фоне роста курса иностранных валют. Так, обменный курс доллара с начала 2018 года вырос на 17,9 проц, и розничные цены на коллекции торговых марок из ЮВА, Европы и США постепенно, но неизбежно следуют за ростом курсов валют. Когда рубль теряет в стоимости, это влияет и на российские компании, так как большинство из них импортируют волокна, ткани и фурнитуру.

На фоне стагнации спроса и вынужденного роста цен крупные иностранные компании временно притормозили свои программы развития. Большие российские сети среднего ценового сегмента также сократили свои планы по открытию новых магазинов и по росту объемов продаж. На фоне пессимистичных оценок потребления в течение 2018 года практически все крупные игроки оптимизировали или сократили свои закупки, таким образом снизив риски затоваривания и роста количества непроданных остатков.

Массовый спрос стабильно перемещается в бюджетный сегмент

Это оказывает влияние на реструктуризацию рынка. В течение пяти последних лет массовый спрос стабильно перемещается в бюджетный сегмент к торговым маркам, не имеющим высокой известности, но предлагающим более экономные коллекции. Эта тенденция стала еще более заметна в 2018 году и проявилась в значительном увеличении количества локальных игроков среднего и малого бизнеса, в активном развитии небольших торговых марок на базе локальных фабрик.

Параллельно развивается торговая инфраструктура, сопровождающая подъем данного сегмента продаж. Так, например, в России активно идет возрождение ярмарочных традиций. Это поддерживают и региональные, и местные органы власти, активную федеральную помощь в организации ярмарочных программ оказывает Минпромторг.

Интернет-торговля растет: бурно развивается формат маркетплейсов

Продолжается опережающий рост интернет-торговли, ориентированной на бюджетный сегмент и на нишевой специализированный спрос. Особенно бурно в интернете развивается формат маркетплейсов, обеспечивающих связь покупателей с производителями массовой и недорогой продукции. Оборот ведущего игрока российского рынка fashion e-commerce, Wildberries, по итогам первого полугодия вырос на 61 проц. Согласно исследованию Fashion Consulting Group, рост рынка интернет-продаж одежды, обуви, аксессуаров по итогам 2018 года по отдельным категориям превысит 10 проц.

Но даже при высоких темпах роста e-commerce Россия еще очень далека от показателей других стран, так что тренд опережающего роста онлайн-торговли будет сохраняться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Фото: Incity, Fashion Consulting Group

Анна Лебсак-Клейманс
Fashion Consulting Group