• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Что сделать микро-бизнесу прямо сейчас: советы для фэшн-отрасли

Что сделать микро-бизнесу прямо сейчас: советы для фэшн-отрасли

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Предприниматель, бизнес-консультант и бизнес-коуч Виктория Ирбаиева рассказала FashionUnited о положении фэшн-отрасли в условиях кризиса, а также о том, как незамедлительно необходимо действовать, чтобы спасти свой бизнес.

Получить помощь государства в виде налоговых и арендных каникул - хорошо бы. Но пока суть да дело, если не предпринять шаги по самоспасению прямо сейчас, то даже спустя полгода вам не станет проще платить налоги, зарплаты и аренду. Я не буду советовать начать шить маски - или вы уже это делаете, или смысла нет.

Начните с самого важного - посчитайте свои деньги.

1. В первую очередь посчитайте, в какую сумму вам обходится содержание простаивающего бизнеса - сложите в столбик все постоянные расходы, которые все еще с вами и разделите на 30 дней. При фиксированных расходах в 500 000 рублей (это стандартные расходы обычного шоурума в центре Москвы площадью 20 кв.м - аренда, онлайн-сервисы, телефония, налоги, зарплата, электричество, эквайринг, уборка) ваш день «стоит» 17 тысяч рублей.

2. Теперь посчитайте свои остатки на счетах, стоимость своих складов и всего, что можно продать - но важно считать не по цене закупки, а по цене, которую сейчас сможете получить, если решите продать быстро. Это ваш «запас»

3. Плюс выпишите все долги - ваши и вам (дебиторская и кредиторская задолженности). То, что должны вам - тоже оцените по степени реалистичности получить сейчас. Если должник сможет внести оплату только со скидкой, но прямо сейчас - соглашайтесь. Потом у должника может не оказаться и этого.

4. То, что должны вы - не прячьтесь, не отключайте телефон, прямо сообщите вашим контрагентам - когда и как сможете погасить долг. Возможно, ваш контрагент тоже согласится получить меньше, но быстрее или пойдет на рассрочку и выплату по частям.

5. Теперь посчитайте (если есть - что считать) - вашу текущую выручку. Отлично, если она покрывает ваши текущие расходы из п.1. Да, с точки зрения управления финансами в «мирное» время соотносить выручку и расходы напрямую - не правильно. Но сейчас «военное положение» - если вы планируете «переждать» карантин без закрытия бизнеса, то вам важнее избежать прямых кассовых разрывов - все поступления перенаправлять на оплату текущих расходов и погашение задолженностей.

6. Если выручка отсутствует или ее недостаточно для покрытия текущих расходов - возникает важный вопрос. На сколько хватит ваших «запасов» из п.2, чтобы компенсировать недостаток поступлений? Ответить на этот вопрос достаточно просто - стоимость ваших запасов делите на стоимость дня функционирования бизнеса и получаете ответ. И не факт, что он вам понравится. Потому что количество дней может оказаться меньше плановой длительности карантина. Потому что перевод в наличные ваших товарных запасов и имущества может занять больше времени и принести меньше денег, чем вы сейчас оцениваете.

7. Вот теперь пора принимать решение - какую стратегию «выживания» вы выбираете для себя и своего бизнеса?

1. Если у вас резко упала или полностью отсутствует выручка с начала пандемии и карантина, если ваши запасы денег очень скромные, а товары и имущество в настоящее время низко ликвидны, ваши ключевые клиенты тоже теряют устойчивость и платежеспособность - подумайте о том, чтобы остановить и закрыть свой бизнес прямо сейчас. Это позволит избежать еще больших долгов, новых расходов, которые вам нечем оплачивать. Закрытие бизнеса позволит сохранить хоть что-то после распродажи остатков и имущества и начать все заново без долговых обязательств и измученных нервов через 3-6 месяцев или год - когда ситуация стабилизируется и покупательская способность в вашей отрасли вернется до приемлемого уровня. Если выручка осталась хотя бы в объеме покрытия текущих расходов или меньше - оптимизируйтесь изо всех сил.

1. Сократите все расходы, которые не помогают вам продавать - если договор аренды не позволяет съехать в более доступное по цене помещение, то проведите переговоры по изменению стоимости аренды, отключите все сервисы, которые вам сейчас не особо нужны (банковский тариф с эквайрингом, если эквайринг не понадобится, часть телефонных номеров и мобильных телефонов, обсудите с сотрудниками варианты снижения нагрузки на ФОТ в рамках ТК, отмените уборку).

2. Остановите все производства «на склад», отмените все заказы поставщикам ткани, фурнитуры и упаковки - быстрее всего, «отложенный спрос» не случится, у людей просто не останется денег на обновление гардероба к лету и большинство обойдется тем, что есть или переключиться на масс-маркет. Мы это видели после 2014 года и тренд на снижение покупательской активности в fashion сохраняет уже не один год.

3. Проведите анализ ваших клиентов по сегментам и точечно - кто сохранил платежеспособность? Что из вашего ассортимента наиболее интересно этой аудитории? 4. Спланируйте коммуникационную активность - как вы сохраните контакт с вашими покупателями чтобы они помнили вас и ваш продукт?

5. Каждый день начинайте с анализа вашего Плана Движения Денежных средств - табличка, в которой на каждый день вы планируете все платежи - вам и от вас. Важно держать на контроле отсутствие кассового разрыва или принимать своевременные меры ДО его наступления.

6. Подумайте о смене ЦА. Да, это достаточно сложно для компаний, производящих и продающих одежду и обувь, особенно для fashion-брендов. Но многие дизайнерские бренды изначально имеют подход «мы одеваем только определенную, симпатичную нам, аудиторию». Возможно, у вашей аудитории нет и не скоро вернется возможность покупать. Посмотрите - у кого она осталась? Что вы можете им предложить быстро? Что они недополучают сейчас от привычных им брендов?

Собственно, если у вас получится выполнить пункты с 1 по 6 - с выбором стратегии вы справитесь. Принимать решения - главная компетенция предпринимателя. А скорость принятия решений - залог успешности. Это подтверждено многими исследованиями «феномена бизнес-успешности» - быстрое принятие решений, даже если последующее полностью отменяет предыдущее, а потом возвращает его обратно - более эффективная бизнес- стратегия, чем долгий задумчивый взгляд в себя и вдаль. И поверьте - стратегия «закрыться и перезапуститься» только выглядит самой упаднической. На самом деле, она - самая быстрая, смелая и гарантирующая вам спокойное понятное будущее. А на досуге, после быстрого и успешного закрытия бизнеса прямо сейчас, в поисках идеи, чем бы заняться когда все успокоиться - полистайте справочник ОКВЭД, вы удивитесь разнообразию возможных бизнесов, которые не так далеки от вашего текущего и могут оказаться перспективнее и интереснее.

Напомним, Виктория Ирбаиева получила высшее психологическое образование, а также бизнес-образование в Москве, Париже, Лондоне. В качестве бизнес-коуча Виктория работает 12 лет. Обучила более 900 руководителей разного уровня - предпринимателей, руководителей компаний и средний менеджмент. Этот опыт и знания помогли построить надежную структуру бизнеса, с высоким уровнем исполнения и самостоятельностью команды:

- c 1997 по 2000 - 2 магазина ЭККО (Москва, франшиза, 2-е место по объему продаж в Москве уже к концу первого года).

- с 2013 по 2019 - собственный бренд одежды с нуля, без связей в отрасли и без инвестиций. За 7 лет произошла смена позиционирования — от бренда молодежной одежды на премиальный сегмент (компания пережила мировой финансовый кризис и 4 переезда, оставаясь самоокупаемым бизнесом).

Фото: Виктория Ирбаиева

фэшн-бизнес
как спасти бизнес
кризис
Виктория Ирбаиева