Европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в РФ
loading...
На фоне экономического кризиса в России и продолжающегося геополитического кризиса вокруг Украины европейские компании, ведущие бизнес в РФ, ожидают увеличения сроков окупаемости бизнеса и прогнозируют дальнейшее снижение объемов инвестиций. Комплексный индекс «AEБ-ГфК», отражающий настроения и ожидания европейских предпринимателей относительно бизнеса в России, снизился по сравнению с 2014 годом на 9 пунктов и составил 106 баллов из 200 возможных. В 2014 году данный показатель составлял 115, в 2013 году - 144 пункта, в 2012 году – 159.
В 2014 году общая политическая и экономическая обстановка в России и за ее пределами постоянно ухудшалась, что к концу года привело к острому финансовому кризису. В I квартале 2015 года топ-менеджеры компаний-членов АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса) стали пессимистичнее оценивать перспективы экономического развития России и своего бизнеса. Индекс предпринимательских настроений в 2015 году продолжил падение, хотя не так резко, как в 2014 году. По сравнению с прошлым годом индекс снизился на 9 пунктов и составил 106 пунктов, покинув таким образом зону положительных настроений и переместившись в нейтральную зону.
По результатам 2014 года отмечено снижение экономических показателей европейских компаний в России по сравнению с прошедшими годами. 55 проц топ-менеджеров компаний, принявших участие в исследовании, утверждают, что оборот их компаний за прошедший год вырос, но в 2014 году рост оборота отмечали 69 проц, а в 2013 — 78 проц участников.
5 проц компаний, участвовавших в исследовании, говорят, что попали непосредственно под действие санкций ЕС и США, и 16 проц — частично. При этом 70 проц всех опрошенных сообщают об их негативном влиянии. Ответными мерами России напрямую были затронуты 2 проц компаний, частично — 7 проц. Отрицательный эффект от них ощутили 38 проц всех компаний. А самое большое негативное влияние на бизнес европейских компаний в России оказала девальвация рубля (81 проц опрошенных).
Cнижение позиций России и российских компаний в международных рейтингах отрицательно повлияло на состояние бизнеса в 47 проц компаний
А вот улучшение показателей России в рейтинге Doing Business оказалось незамеченным европейскими компаниями: 82 проц сообщили, что улучшенный результат России никак не влияет на их дела.
Среди основных препятствий для развития бизнеса сегодня в России европейские компании по-прежнему называют нормативные ограничения и отсутствие квалифицированного персонала, хотя ситуация и несколько лучше, чем годом ранее. Заметное ухудшение произошло по такому показателю как надежность цепочек поставок. На ее недостаток в 2015 году указали 26 проц опрошенных (против 18 проц в 2014 году) компаний.
Однако, судя по оценкам своих результатов в I квартале 2015 года, ожидания бизнеса были еще хуже. В 2015 году 24 проц опрошенных компаний ответили, что состояние экономики хуже, чем ожидалось. В 2014 году таких было 52 проц. Напротив, 22 проц предпринимателей сообщили, что экономические условия оказались лучше ожидаемого. В 2014 году так говорили лишь 6 проц компаний.
Сократилось и количество компаний, ожидающих роста оборота своего бизнеса в ближайшие три года
В 2015 году в рост бизнеса верят 55 проц компаний против 72 проц в 2014 году. Кроме этого, европейские предприниматели пересматривают свои оценки по срокам достижения безубыточности и возврата инвестиций в России. Теперь доля тех, кто считает, что сроки выхода на безубыточный уровень составят 1-3 года, снизилась с 56 проц в 2014 до 49 проц в 2015 году. Доля тех, кто считает, что выход на безубыточность займет до 4-5 лет, выросла до 25 проц в 2015 г. с 15 проц в 2014 г.
В 2015 году рекордно высокое количество участников исследования ожидают снижения инвестиционной активности. Что касается ближайших 2-3 лет, то представители 39 проц опрошенных компаний ожидают снижения иностранных инвестиций в Россию. Доля же тех, кто считает, что инвестиции в Россию будут расти, снижается из года в год (2012 г. – 70 проц, 2013 г. – 59 проц, 2014 г. – 31 проц, 2015 г. – 23 проц).
73 проц участников исследования рассчитывают на уверенный рост экономики России
Несмотря на довольно существенное ухудшение ряда показателей и снижение ожиданий роста экономики России в краткосрочной перспективе (1-2 года), в долгосрочной перспективе (6-10 лет) 73 проц участников исследования рассчитывают на уверенный рост экономики России.
Важно отметить и другие позитивные моменты, выявленные в результате исследования АЕБ- ГфК в 2015 году: настроения европейского бизнеса относительно ситуации в России стабилизируются; предпринимательские настроения хотя и продолжили падение в 2015, однако не таким темпами, как в 2014 году.
Настроение бизнеса находится пока в нейтральной, а не в отрицательной зоне, а долгосрочные перспективы развития России рассматриваются как очень высокие.
«Создаётся впечатление, что после шока весны прошлого года и связанных с ним негативных ожиданий европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России», — говорит Александр Демидов, генеральный директор GfK в России.
«2014 год, безусловно, стал сложным для европейского бизнеса в России, но компании быстро адаптировались к новым «правилам игры», начали выстраивать стратегии развития бизнеса, в том числе опираясь на локализацию производства», - заметил Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России.
Об исследовании
Исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России» проводится Ассоциацией европейского бизнеса при поддержке компании Gfk восьмой раз. В 2015 году оно проводилось в марте—апреле методом онлайн и личных интервью с топ-менеджерами компаний–членов АЕБ, работающих в России. В исследовании приняли участие представители 108 компаний. Цель — определить уровень комфорта предпринимательской деятельности в России для компаний-членов АЕБ и оценить их восприятие инвестиционного климата.
В 2015 году исследование дополнилось вопросами о введении ЕС и США санкций в отношении России, введении Россией ответных санкций, влиянии девальвации рубля и различных международных рейтингов на деятельность компаний.