• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Франчайзинг в индустрии моды: когда начинать и действительно ли есть необходимость?

Франчайзинг в индустрии моды: когда начинать и действительно ли есть необходимость?

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Предприниматель всегда задается вопросом: «А что дальше? Как я вижу развитие своей компании?» и предприниматель в индустрии моды – не исключение, особенно, когда развитие по системе франчайзинга видится как один из самых очевидных путей развития для марки одежды, обуви, аксессуаров с рядом явных преимуществ. В новой колонке на FashionUnited о франчайзинге в индустрии моды рассуждает эксперт Станислава Нажмитдинова.

Возможность быстрой экспансии, без особых, на первый взгляд, вложений, очень привлекает, особенно, если учесть опыт российских компаний, которые получили серьезный всплеск регионального развития, одними из первых открыв направление франчайзинга. ECCO, ТВОЕ,SELA, InСity – все это довольно вдохновляющие примеры нашего рынка ,не говоря уже о европейских франшизах с многолетней историей, из которых самой первой была символично «франшиза продаж и обслуживания швейных машин Зингера».

В чем очевидные преимущества Франчайзинга:

· Возможность быстрой экспансии и кратного увеличения сети;

· Инвестирование в открытие и запуск новых торговых пространств за счет партнеров;

· Гарантированный сбыт продукции/услуг;

· Возможность получения дополнительной прибыли на продаже сопутствующих основной деятельности услугах и сервисе;

Из недостатков, мне удалось выделить только два:

· Возможная недобросовестность партнеров и, как следствие, имиджевые и репутационные риски для компании;

· Инвестиции в подготовку компании к запуску франшизы: необходимо разработать не только концепцию, но и целый перечень сопроводительной документации, не говоря уже об организации пространства для обслуживания партнеров внутри компании;

Выглядит довольно заманчиво, не так ли? Но как определить готовность своей компании к тиражированию?

Есть несколько маркеров:

1. Собственный работающий бизнес-трафарет: если планируется тиражировать магазины одежды, то у компании должно быть как минимум 2 собственных магазина, работающих не меньше года. В противном случае, поделиться с новым партнером опытом и экспертизой не получится, не говоря уже о том, чтобы приводить придуманную бизнес-систему в качестве успешного примера.

2. Прозрачность компании и бизнес-процессов: партнерам потребуется очень четкая и детальная передача вашей структуры работы для успешного ее воспроизведения, а для этого все процессы внутри компании должны быть точно описаны до момента выхода новой франшизы на рынок.

3. Понимание и выделение того, что будет передано по системе франчайзинга: концепция марки, продукт, программное обеспечение, технологии и т. д.

Безусловно, желательно, чтобы это было уникально и сложнокопируемо, но надо быть готовым к тому, что все равно будут копии и «подражатели».

Например: если планируется развивать франшизу мультибрендового магазина российских дизайнеров и основным условием и бизнес-моделью будет передача концепции магазина и продажа партнеру товара оговоренных марок, то надо быть готовым к тому, что через какое-то время может появиться «клон» магазина под другим названием или «несанкционированные» /собственные марки в ассортименте. В этом случае лучше сделать обьектом передачи не товар, а , что-то другое, к примеру, технологию привлечения клиентов в магазин, которая целиком контролируется компанией-франчайзером и именно за нее брать роялти.

Итак, напротив, каждого пункта стоит уверенная "галочка", что дальше?

Дальше нам необходимо подготовить документы для партнеров, задача которых сделать наше предложение привлекательным и понятным, так называемый , "франчайзинговый пакет".

Из чего он состоит:

1. Презентация для B2B партнеров, составленная с учетом требований потенциальной целевой бизнес-аудитории . В ней должна обязательно содержаться информация о:

· Требованиях к будущему партнеру

· Требованиях к помещениям

· Точный размер инвестиций для запуска

· Наличие роялти, паушальных и вступительных взносах и их размере

· Сервисе и поддержке со стороны компании, на которую может рассчитывать партнер;

2. Пример расчета типового бизнес-плана ( P&L): с прозрачными сроками окупаемости, рентабельности и точной суммой необходимых инвестиций для запуска проекта.

3. «Большая книга франчайзи». В ней содержится вся необходимая информация для партнера ответы на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе запуска проекта и дальнейшей деятельности.

· Раздел с информацией о марке, основном продукте, предоставляемых дополнительных услугах, айдентике;

· Раздел с подробной инструкцией по строительству и планированию торгового пространства, с информацией о поставщиках и подрядчиках;

· Правила розничной торговли и обслуживания клиентов;

· Рекомендации по маркетинговым активностям и мероприятиям с примерами проведения и примерным бюджетом;

· Описания системы контроля и отчетности для партнеров;

· Требования по набору персонала;

· Чек-листы, регламенты, инструкции : от « приемки нового магазина» до «тайного покупателя»;

· Информация о том, что предоставляет компания-франчайзер для своих партнеров, о платных\бесплатных услугах;

· Перечень контактных лиц в компании и ответы на часто-задаваемые вопросы;

4. Договор коммерческой концессии /суб- лицензии. Также понадобится договор поставки или предоставления услуг вашей компании и договор передачи прав на использование торговой марки и/или товарного знака. В договоре концессии обязательно содержится информация о плате за право использования бизнес-модели, роялти или паушальных взносах.

Осталась финальная часть процесса запуска:

Интеграция партнерской программы в компанию. Из каких этапов она состоит:

1. Выделение ресурсов команды, которая будет непосредственно работать с партнерами:

· Привлекать и адаптировать внутри компании , «start-up team»;

· Обучать и курировать;

· Работать с товаром и сервисом;

· Решать все технические вопросы;

· Подбадривать и воодушевлятьJ

2. Обеспечение технической возможности взаимодействия с партнерами:

· Единая система учета и взаиморасчетов;

· Единое информационное пространство: портал, форум;

· Возможность интеграции с учетными программами партнера;

· Автоматизация основных бизнес-процессов: анализа продаж, заказа и подсортировки товара, как минимум;

Итак, мы создали отличную работающую модель франчайзинга, теперь, главное, следить, чтобы Ваш франчайзи зарабатывал вместе с Вами: контролируйте его продажи и маржу, тестируйте его персонал, помогайте ему в переговорах с ТЦ, проводите бухгалтерское и юридическое консультирование его бизнеса, делайте все, что будет делать его, а значит, и Ваш бизнес успешнее!

В следующей статье разберем по каким причинам вновь созданная франчайзинговая модель может провалиться, а что ее обрекает на успех с наиболее яркими примерами российского fashion-рынка.

Фото: Facebook Станиславы Нажмитдиновой

Станислава Нажмитдинова