• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Игроки российского модного рынка адаптировались к кризису

Игроки российского модного рынка адаптировались к кризису

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Мировая мода как индустрия переживает серьезную трансформацию. Изменения коснулись всех сегментов рынка, и в частности, сектора товаров класса люкс. Так, в недавнем докладе консалтинговой компании Bain & Company говорится о том, что в прошлом году объем рынка предметов роскоши составил 253 млрд евро, и это лишь на 1 проц больше, чем в 2014 году (в прошлые годы средний рост составлял порядка 6 проц). Аналитики Bain & Company говорят о «начале новой эры» для роскоши, а среди причин замедления роста называют снижение туристической активности в связи с террористической опасностью. Об этом пишет газета "Ведомости".

При этом, по мнению Фредерики Левавто, соавтора доклада, поводов для оптимизма и в ближайшие годы не будет, хотя террористы на этот раз ни при чем. Дело в изменении покупательского поведения: поколение Z — люди, родившиеся в начале 2000-х, на которых к 2020-м годам придется 3/4 потребления, предпочтут роскоши доступные, но качественные товары. Роскошь просто-напросто выйдет из моды. В ту же сторону «разумной экономии» меняется и сама парадигма моды. В феврале этого года Tom Ford объявил, что осенне-зимнюю коллекцию покажут лишь в сентябре, а затем сразу же начнут продавать. Форд пояснил, что привычная схема, согласно которой между показом и поступлением в магазины проходит несколько месяцев, устарела.

Некоторые модные дома (Gucci, Burberry) заявили, что объединят мужские и женские показы. «Тенденция "кросс-дрессинга" стала уже привычной: женщины носят одежду, купленную в мужском отделе, а в мужской ассортимент вводятся женские модели. Появились и "бигендерные" pop-up отделы в универмагах, в которых модели ориентированы сразу на женщин и мужчин», — рассказывает Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group. Изменилась и сама роль модного дефиле, говорит эксперт. 15-20 лет назад модные дома являлись фактически «оптовиками», продававшими изготовленную ими коллекцию мультибрендам. «Тогда модный показ был ключевым инструментом продаж, а главными гостями шоу были байеры, — рассказывает Лебсак-Клейманс. — Сегодня люксовые бренды вышли на территорию ритейла. У них десятки собственных магазинов, они могут спланировать тираж и произвести его, не дожидаясь "капризов" байеров».

Перемены происходят и в отечественной модной индустрии

Последние два года мы живем в новой кризисной реальности, которая диктует свои правила, отмечают "Ведомости". По оценкам консалтинговой компании FCG, российский рынок моды за 2015 год снизился на 9 проц в рублевом выражении. Обвал рубля осенью 2014 года привел к росту цен на импортную продукцию. «Более 80 проц товаров у нас — это импорт. Так как летом 2016 года рубль стоил в два раза меньше, чем в 2014 году, то и розничная цена товара, закупленного в 2016 году за рубежом, конвертировалась в рублевый эквивалент соответственно», — рассуждает Лебсак-Клейманс. По ее оценкам, стоимость аналогичных моделей сезона весна-лето 2014 и весна-лето 2016 из коллекций европейских марок выросла в 1,5-2 раза. Юлия Вешнякова, гендиректор консалтинговой компании «Академия розничных технологий» (АРТ), говорит о более мягком взлете — в среднем на 15-30 проц. «Мы рекомендовали клиентам не поднимать цены на импортные товары пропорционально росту курса валюты: тот, кто пошел по такому пути, ощутил снижение выручки. Тот, кто предпринимал взвешенные шаги, смог удержать спрос», — отмечает Вешнякова.

В связи с ростом цен изменилось и покупательское поведение. «Покупательская способность медленно, но неуклонно снижается, а всплески трафика в период распродаж выше, чем ранее. Кроме того, продавцам труднее поддерживать "комплексные" продажи, люди приобретают лишь по 1-2 вещи», — говорит Кирилл Волков, аналитик из АРТ.

Эту трансформацию покупательской способности отмечают и игроки рынка. «Клиенты, которые покупали большое количество вещей, по-прежнему к нам приходят, но покупают меньше, — делится наблюдениями Александр Павлов, генеральный менеджер ЦУМа. — В то же время мы видим, что они стали меньше ездить за рубеж. Они по-прежнему готовы тратить деньги на одежду и аксессуары класса люкс, но не хотят чувствовать себя обманутыми из-за больших цен». По мнению Франчески Лузини, президента Peuterey Group, покупатель стал осторожнее. «Нет больше погони за брендами, соотношение "цена/качество" вышло на первый план», — замечает она. Спрос упал, и, соответственно, снизились объемы закупок (на 20-30 проц, по оценкам АРТ). «Возникла проблема кассового разрыва (дефицит оборотных средств на закупки), плюс ритейлеры столкнулись с большими товарными остатками 2014 года. Кроме того, снижение объема закупок было связано с прогнозами дальнейшего снижения спроса в связи со стагнацией в экономике», — поясняет Лебсак-Клейманс.

Игроки рынка пытаются — каждый по-своему — приспособиться к ситуации, заинтересовать потребителя. «Многие наши клиенты, владельцы бутиков уровня премиум, стараются приобретать товар более модный, но по базовой цене, — делится наблюдениями Вешнякова. — Другие, не снижая бюджета закупки, уменьшают закупки в количественном выражении. Были и такие, кто даже увеличил бюджет закупки с учетом открытия новых магазинов». Что касается крупных ритейлеров, то многие, подняв цены в рублях, привязали их к европейским эквивалентам в евро. «В течение многих лет цены в российских бутиках превышали европейские в среднем на 20-25 проц. Кризис же привел к выравниванию разницы», — говорит Лебсак-Клейманс.

Онлайн-сегмент модного рынка тоже чувствует себя вполне уверенно. По данным McKinsey & Company, сегмент e-commerce вырос примерно на 27 проц с 2009 года. «Онлайн-ритейл в России стремительно растет с каждым годом, и этот рост мы чувствуем на себе, — рассказывает Нильс Тонзен, управляющий директор, соучредитель интернет-магазина Lamoda.ru. — Кризис затронул рынок в целом, но не оказал негативного влияния на нас: сфера онлайн стала восприниматься как место, где можно сэкономить, поэтому все больше людей переключаются на интернет-шопинг».

За последние несколько месяцев открылось множество онлайн-бутиков, среди которых первый интернет-магазин Levi’s в России, обувной бутик Aquazzura и др. Также о планах открыть у нас в стране онлайн-продажи заявили недавно в Fendi. Онлайн-площадка стала удобным способом выхода на рынок или увеличения продаж. Причем для снижения рисков открытие может быть обыграно как «shop in shop» (бутик со своими закупками, с индивидуальным дизайном страницы в мультибрендовом пространстве). Например, французский бренд Petit Bateau открыл онлайн-магазин в формате «shop in shop» на платформе Little Gentrys. «Экономическая ситуация постоянно меняется, и, возможно, через несколько лет о кризисе уже никто не вспомнит, — считает директор марки Педро Альвес Пирес. — К тому же у нас есть рычаги управления кризисом — мы сами и производим, и продаем, что позволяет не увеличивать цены по ходу роста курса евро».

Кризис в России стал стимулом для собственного производства

Помимо прочего кризис в России стал стимулом для собственного производства, причем не только массовой продукции (Lime, Elis, Concept Club, Charuel), но и одежды и аксессуаров класса люкс. За последнее время появились конкурентоспособные и коммерчески ориентированные бренды, делающие ставку не на «выступление» на российских неделях моды, а на бизнес. «Российские производители активизировались. Я бы присмотрелся к российским дизайнерским брендам, которые продаются в Podium Market (например, Belucci), в Aizel», — говорит Волков из АРТ. Российское производство может быть реальной альтернативой иностранным брендам, убеждена Анна Лебсак-Клейманс. «Согласно нашим исследованиям, если российскому покупателю предложить выбор — приобрести женскую блузку из 100-процентного хлопка аналогичного фасона, но отличающуюся только страной происхождения на этикетке (”Сделано в России”, "Сделано в Китае", "Сделано в Италии" и т. д.), приоритет выбора останется, конечно, за Италией и Германией, но следующим "пунктом" будет следовать Россия, а не Китай», — говорит она.

«Кризис мобилизует российский ритейл, заставляя его быть более конкурентным, более профессиональным, клиентоориентированным, приближенным по технологиям продаж и качеству услуг к Европе и США», — отмечает Лебсак-Клейманс. Кирилл Волков полагает, что дальше будет еще интереснее, и ожидает «большую подвижность, вывод новых марок, перетасовку старых. Рынок постепенно адаптируется к новым условиям, и игроки нацелены на выживание». А Джанлука Исайя, глава Isaia, вообще смотрит на кризис философски: «Я ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал: ах, какой хороший был у нас экономический год. Все постоянно твердят про кризисы, кризисы, кризисы. Да что там говорить, вся наша жизнь — кризис, и он ни в коем случае не помеха бизнесу».

Источник: "Ведомости"

Фото: MOS | Motherland of Shirts

люкс