• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Контейнерный кризис: причины и прогнозы

Контейнерный кризис: причины и прогнозы

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Товары дорожают по всему миру из-за контейнерного кризиса. И вызвал его не севший на мель «Эвер Гивен». Нескольких дней блокировки важнейшего морского маршрута хватило, чтобы устроить настоящий хаос в международной торговле. Однако эпопея с «Эвер Гивен» не единственная и не главная проблема морских перевозок. Намного сильнее перевозки пострадали от пандемии коронавируса: кризис сломал несколько важнейших рынков и в результате из мирового грузового оборота пропала значительная часть большегрузных контейнеров. Это уже привело к росту стоимости перевозок и, как следствие, к повышению цен на товары первой необходимости во всем мире, отмечает "Медуза".

Контейнерный кризис длится уже несколько месяцев и вызван дисбалансом в торговле между производителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии и потребителями в Северной Америке и ЕС, пишет Forbes. Китай, экономика которого восстанавливается после пандемии, испытывает острую потребность в контейнерах. Но они скопились в портах США, где население, которое проводит много времени дома из-за ограничений, делает все новые и новые заказы китайских товаров. В 2020 году, приводит Bloomberg подсчеты McKinsey & Co., объем закупок товаров американскими домохозяйствами увеличился на 523 млрд долл. «Все грузовые суда и транспортные средства оказались поглощены мощным потоком поставок через Тихий океан», — отметил партнер мюнхенского офиса McKinsey Людвиг Хаусманн.

В период локдауна из каждых 100 контейнеров, приплывших в Америку из Азии, обратно возвращались только 40.

Дефицит привел к росту цен на перевозку товаров из Азии — их доставка контейнерами из Китая в США подорожала более чем вдвое и поставила рекорд всех времен.

Это уже привело к росту цен на товары по всему миру. Прежде всего это коснулось недорогих азиатских товаров, перевозимых в контейнерах: текстиля и многих продуктов питания.

Китай, чтобы справиться с дефицитом, попытался увеличить производство контейнеров (он как раз является их главным производителем в мире). Однако это пока не помогло: новые контейнеры из-за повышенного спроса подорожали так, что их аренда стала неподъемной для многих заказчиков, пишет "Медуза".

Тогда Китай стал доплачивать шиппинговым компаниям за перевозку пустых контейнеров из Америки. Это тоже пока не решило проблему дефицита, но уже привело к распространению кризиса по всему миру. Теперь никто не заинтересован в том, чтобы возить из Америки товары — проще заработать на доставке пустых контейнеров в Китай.

Играет роль и разница в цене перевозок из Азии и обратно: перевозка экспортируемых китайских товаров настолько выгодна по сравнению с перевозкой импорта в Китай (разница достигает шести раз), что перевозчики просто не хотят ждать, когда в Америке или в других местах в ящики загрузят товар; максимальную прибыль они получают, только если максимально быстро возвращают контейнеры в Китай.

В 2021 году кризис распространился по всему миру. Контейнеров не хватает ни в Европе, ни в Латинской Америке. Начались глобальные задержки поставки товаров. Грузоотправители жалуются, что появились новые поборы от перевозчиков — они требуют оплатить страховки на случай задержки контейнеров и невозврата их в Китай.

Цены на контейнерные морские перевозки будут рекордно высокими по крайней мере до конца года

Продовольствие уже подорожало. Но это, похоже, только начало периода высокой инфляции. Перебои поставок распространяются на все новые рынки. Закрываются текстильные предприятия в Индокитае, которые работали с малой нормой прибыли. Сократились поставки в США и Европу и других товаров (спортивный инвентарь, изделия из кожи и т. д.).

Контейнерный кризис не может быть преодолен быстро, считают эксперты. Свободные ящики и товары, которые нужно в них загрузить, не удастся совместить еще многие месяцы. Поэтому цены на контейнерные морские перевозки будут рекордно высокими по крайней мере до конца года.

При этом проблемы с грузоперевозками совпали с другими явлениями, вызванными пандемией; все они ведут к росту темпов инфляции во всем мире. Если в первые месяцы коронакризиса рост цен сдерживался повсеместным падением спроса, то теперь инфляцию разгоняют многомиллионные программы помощи населению и экономике в США, ЕС и развивающихся странах.

Инцидент в Суэцком канале еще больше усилил напряженность в цепочке поставок

Что касается ЧП в Суэцком канале, то последствия этого инцидента еще несколько месяцев будут ощущаться мировой экономикой, убытки оцениваются миллиардами долларов, передает CNBC.

По словам вице-президента по цепочке поставок и таможенной политике Национальной федерации розничной торговли Джона Голда, блокировка еще больше усилила напряженность в цепочке поставок. «Многие компании продолжают бороться с перегруженностью цепочек поставок и задержками, вызванными пандемией. Нет никаких сомнений в том, что задержки распространятся по всей цепочке поставок и вызовут дополнительные проблемы», — отметил он.

Через Суэцкий канал, отделяющий Африку от Азии, проходит около 12 проц всей мировой торговли. Экспорт энергоносителей, таких как сжиженный природный газ, сырая нефть и рафинированная нефть, составляет от 5 проц до 10 проц мировых поставок. Остальная часть трафика канала — это в основном потребительские товары.

Многие крупные компании, например, Ikea, подтвердили, что ожидают перебоя в поставках из-за задержанных в пути контейнеров. Также согласно данным аналитической компании Panjiva, среди наиболее пострадавших от сбоя в поставках ритейлеров оказались корпорация PVH, управляющая брендами Tommy Hilfiger, Calvin Klein и рядом других, а также компании Walmart и H&M. Так, только в случае с Walmart число задержавшихся по дороге контейнеров достигло 11 780 единиц. В случае же с H&M цифра не столь большая, но тоже внушительная – 2580 контейнеров.

По мнению BIMCO, крупнейшей из международных судоходных ассоциаций, представляющих судовладельцев, влияние Суэцкого канала на поставки будет только расти.

Надежность расписания контейнерных судов уже нарушена, а само оно находится в беспорядке в результате пандемии, отметил гендиректор Sea Intelligence Consulting Ларс Йенсен. «Сейчас два из трех контейнеровозов опаздывают, и когда они опаздывают, они в среднем опаздывают на пять дней», — сказал он, добавив, что двухдневная задержка не является серьезной проблемой. «Однако чем дольше это затягивается, тем хуже становится, потому что вы тогда говорите об эффективном удалении емкости судна, а также контейнеров в тот момент времени, когда они уже находятся в дефиците», — отметил Йенсен. В дополнение к задержке тысяч контейнеров, загруженных потребительскими товарами, севшее на мель судно задержало и пустые контейнеры, которые являются ключевыми для китайского экспорта. «Контейнеров в Китае и без того мало, а резерв их в Суэце еще больше усилит дефицит», — сказал консультант по морской торговле и логистике компании Jon Monroe Consulting Джон Монро. «Мы вернулись в предновогоднюю китайскую среду, где фабрики работают на всех парах и изо всех сил пытаются найти контейнеры, а также место для своей готовой продукции», — пояснил он. «До блокировки Суэцкого канала мы ожидали, что ситуация с контейнерами ухудшится в апреле, потому что мы уже видели нехватку контейнеров», — добавил Монро.

Китайские производители реагируют на резко выросшие заказы на свои товары. Пандемические блокировки подпитывали потребительский спрос в течение последнего года. В результате непрерывный поток судов, вмещающих миллионы контейнеров, обусловил заторы в портах и замедлил обработку грузов. Nike, Crocs, Gap, Peloton, Footlocker, Five Below, William Sonoma, Steve Madden, Whirlpool, Urban Outfitters и Tesla сослались на проблемы с цепочками поставок, влияющие на их бизнес в этом квартале. Директор по росту SEKO Logistics Брайан Бурк сказал, что блокировка Суэцкого канала создает «идеальный шторм» для ретейлеров, которые изо всех сил пытаются пополнить запасы. «Хуже времени и быть не может», — сказал он. Бурк объяснил, что американские потребители получили на руки стимулирующие выплаты, а у предприятий заканчиваются запасы готовой продукции. «Как у вас может быть стимул, если вы ничего не можете купить? Ваше ожидание вашего дивана может длиться дольше трех месяцев», — посетовал Бурк.

Источники: "Медуза", Forbes

Фото: Pexels

контейнеры
КОРОНАВИРУС