• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Почему одежду мировых брендов стали производить на Украине

Почему одежду мировых брендов стали производить на Украине

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Украинские швейные предприятия массово обслуживают зарубежных заказчиков. По подсчётам Министерства экономики Украины, более 85 проц продукции, выпущенной швейными предприятиями, поставляется за границу.

«Как правило, заказчик предоставляет свои лекала и материалы», — рассказал RT сотрудник компании «Троттола» (объединяет девять фабрик в Ровенской и Львовской областях). «Мы отшиваем готовую продукцию, прикрепляем ценники и передаем заказчику, — рассказывает он. — Качество и расход материалов контролируются очень жестко — необходимо отчитаться буквально за каждый оставшийся метр ткани».

Советское наследие

Основная масса советских фабрик осталась на Украине после распада СССР в 1991 году. После этого единичные предприятия открывались редко. По подсчётам ассоциации «Укрлегпром», сейчас в стране работает около 1,9 тыс. предприятий, которые занимаются пошивом одежды, обуви, белья и аксессуаров.

Сейчас на украинских фабриках отшивается продукция многих известных на весь мир брендов — Zara, Marks & Spencer, Esprit, Hugo Boss, Mexx, Moschino, Dolce & Gabbana и других.

«Очень сложно на внутреннем рынке конкурировать с иностранными брендами, которые известны на весь мир и могут без проблем арендовать помещения в торговых центрах. Неизвестные широкому кругу покупателей торговые марки открываются в последнюю очередь и не в самых лучших местах, — рассказал RT представитель компании «Троттола». — Крупной украинской фабрике нужно создавать собственную торговую марку, инвестировать миллионы гривен в её раскрутку, набирать штат маркетологов и продавцов, а также искать сбыт для своей продукции на очень конкурентном рынке. Такой возможности у нас нет».

С иностранными заказчиками, по его словам, работать гораздо проще.

Собственники брендов выбирают Украину из-за возможности платить низкую заработную плату, которая составляет в среднем по отрасли около 3000 грн. в месяц (110 долл). Это сопоставимо с зарплатой в Малайзии и Бангладеш, и в пять раз меньше, чем в Китае, пояснил представитель швейной компании.

Работницы в регионах готовы трудиться даже за такую невысокую зарплату — очень часто лишь подобные предприятия в небольших городах могут обеспечить людей работой.

Блузку или платье для иностранного бренда украинские швеи готовы сшить за 3—4 евро, тогда как в магазине она будет продана как минимум за 30—40 евро.

«Бренды получают миллионные прибыли, а эти люди, которые фактически создают товар, живут на грани бедности», — сказала в интервью украинскому телеканалу «1+1» соавтор исследования, которое европейская кампания «За честную одежду» впервые провела на Украине.

Кроме того, привлекательной страной для размещения заказов Украину делает и географическая близость к ЕС. Это позволяет значительно сэкономить на транспортных расходах. Как результат — количество желающих работать с украинскими предприятиями только растёт.

По данным Государственной службы статистики, за десять месяцев 2017 года фабрики экспортировали за рубеж текстильных товаров на сумму 620,3 млн долл, что на 10,7 проц больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поставки головных уборов и обуви за этот же период выросли на 9,6 проц — до 150 млн долл.

Невыгодный контракт

Работа по давальческой схеме (когда переработчик бесплатно получает материалы от заказчика, но обязан в установленные сроки и в соответствии с нормами качества передать готовую продукцию заказчику) — большой риск для предприятия, рассказал RT источник в Министерстве экономики Украины.

«Заказчик заинтересован получить не только продукцию высокого качества, но и по максимально низкой цене. В некоторых случаях украинским производителям приходится снижать цены, чтобы привлечь заказчика. При такой схеме работы денег на обновление оборудования практически не остаётся», — пояснил он.

Технику необходимо менять раз в пять лет, подтверждает RT замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. «Бесконечно работать на старом оборудовании и эксплуатировать труд не получится. Это временные возможности, поскольку крупные производители в мире закупают и устанавливают новые станки с минимальным использованием ручного труда», — пояснил Суздальцев.

Но у украинских фабрик нет средств на модернизацию производства.

Рентабельность одежды и обуви составляет 5—7 проц, что позволяет выдать сотрудникам заработную плату, заплатить налоги и лишь иногда ремонтировать устаревшую технику.

Более того, Украина испытывает дефицит высококлассных специалистов, так как они уезжают работать на крупные швейные предприятия в страны ЕС.

Поэтому украинской лёгкой промышленности остаётся лишь надеяться на возможные вложения со стороны западных заказчиков, которые заинтересованы в готовности украинских рабочих выполнять все требования по качеству и при этом получать за свою работу низкую зарплату.

Источник: RT

Фото: Zara

Zara