• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Производство обуви в РФ сейчас обходится дешевле, чем в Китае - А.Титов

Производство обуви в РФ сейчас обходится дешевле, чем в Китае - А.Титов

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Девальвация рубля, запрет на импорт в госзакупках и обнищание населения в одночасье изменили условия для бизнеса, в том числе, обувного. Потребление обуви в России в 2015 году упало почти до двух пар обуви в год — это уровень физического износа. Дальше падать некуда, иначе придется ходить босиком. С какими вызовами сталкиваются российские обувные компании и производители обуви в текущих условиях? Об этом в своей колонке на Forbes.ru размышляет Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России».

Обновление производственных мощностей

"Обувной рынок стабилизировался еще осенью прошлого года. Дальше падать некуда — мы достигли минимального уровня потребления. Люди пообносились и будут вынуждены покупать новые сапоги и ботинки. После кризиса 2009 года продажи обуви увеличились сразу на четверть. Сейчас такой мощный «отскок» невозможен, но в росте на 3-5 проц в год я не сомневаюсь", - говорит Титов.

До сих пор россияне носили в основном импортную обувь. Однако в прошлом году импорт обуви в Россию сократился в натуральном выражении на 30-40 проц. Девальвация создала предпосылки для расширения отечественного производства. Сейчас, по разным оценкам, в России выпускается от 50 до 80 млн пар в год. В 2015 году отечественные фабрики выпустили на 20-30 проц пар обуви больше, чем годом ранее. Благодаря девальвации российское обувное производство стало более эффективным и более рентабельным.

"В выигрыше фабрики с полным циклом производства и ассортиментом, рассчитанным на повседневную носку. Такие предприятия не зависят от поставок импортного сырья и комплектующих. Все их расходы — в рублях. Применение российского сырья дает ощутимую экономию", - отмечает Титов.

Производство некоторых ассортиментных позиций обуви в России сейчас обходится на 30 проц дешевле, чем в Китае

А себестоимость полимерной обуви, если использовать полностью автоматизированную линию, по словам Титова, даже на 50 проц ниже. Впрочем, продолжает он, к сожалению, перейти на отечественное сырье не всегда возможно. Лучше всего обеспечено российскими комплектующими производство повседневной мужской обуви и женских демисезонных ботинок и сапог, рабочей и специальной обуви.

А вот летнюю женскую обувь, вечерние туфли, туфли-лодочки нельзя сделать без импортной кожи: в России просто не выпускается в промышленных масштабах цветная и тонкая кожа. И проблема не в технологиях. В стране есть современные кожевенные заводы. Просто наш суровый климат влияет на условия содержания скота и кормовую базу, а в итоге и на качество кожи. Для определенных видов обуви ее всегда придется импортировать.

В обувной промышленности сейчас происходит технологическая революция. Ручной труд уходит в прошлое. На фабриках появляются швейные роботы. Да, они стоят дорого, но и производительность у такой техники в шесть раз выше, чем у обычной швейной машинки. Плюс несопоставимое качество продукции, отмечает Титов. При использовании старой технологии очень много операций просто физически невозможно сделать. "По нашим расчетам, эффект от девальвации сойдет на нет уже через три года. Кто останется со старыми технологиями, тот снова окажется неконкурентоспособным по сравнению с зарубежными фабриками. А тот, кто перейдет на новые технологии, может оторваться от конкурентов. В обувном бизнесе сейчас самое удачное время для запуска новых или переоснащения существующих фабрик", - говорит бизнесмен.

Выход на рынок госзаказа

Достаточно привлекательный сейчас для производителей сегмент рынка — выпуск рабочей и спецобуви. До сих пор в этой нише 90 проц поставок обеспечивалось за счет импорта. Но из-за девальвации зарубежная продукция теперь просто не вписывается в цены госконтрактов. Кроме того, с прошлого года введен запрет на закупки импортных товаров легкой промышленности для государственных и муниципальных нужд. Объем рынка спецобуви, по оценкам экспертов, составляет 150-160 млрд руб. в год или 50 млн пар, из них 30 проц приходится на рабочую обувь. Это огромная новая ниша пока не занята — на выпуске спецобуви по всей стране специализируются не более десяти предприятий.

Антон Титов: "Сейчас шанс выйти на этот рынок появился у многих обувных компаний, которые ранее выпускали только гражданскую обувь. Мы тоже хотим воспользоваться этой возможностью — разрабатываем коллекции рабочей и специальной обуви, начали производство первой партии военной обуви".

Источник: Forbes

Обувь России