• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Россия-Турция: Дефицита одежды не будет даже в случае "жесткого" сценария - эксперты

Россия-Турция: Дефицита одежды не будет даже в случае "жесткого" сценария - эксперты

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

1 декабря правительство опубликовало перечень турецких товаров, которые запрещено ввозить в Россию. Запрет был введен согласно указу президента Владимира Путина. В опубликованном списке перечислены 17 товарных категорий (нельзя будет ввозить с 1 января 2016 года). Одежды и обуви в этом перечне нет. Пока. Что будет, если под запрет попадет и модная продукция? Какую часть занимает турецкая мода в нашей жизни? Об этом FashionUnited рассказали Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, и Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка компании CBRE.

Сколько сегодня турецких фэшн-ритейлеров представлено в России? Какие турецкие модные сети представлены в России наиболее широко?

Елена Ключарова: На сегодняшний день в России представлено порядка 11 монобрендовых турецких сетей, из которых наиболее широко представлены 7 игроков - Colin's (более 300 торговых точек, включая франчайзинговые), Koton, Mavi, LC Waikiki, Derimod. Кроме того, турецкие бренды достаточно широко представлены в ассортименте мульбрендовых торговых точек и шоу-румов.

Таким образом, наиболее широко в России представлен бренд Colin`s, который достаточно активно развивался в последнее время по франчайзингу как в столичных городах, так и в регионах. Компания активно расширяется на рынке с 1996 года, когда заняла практически пустующую на тот момент нишу демократичной джинсовой одежды. Ежегодно марка открывает по 5-10 новых торговых точек в зависимости от появления новых качественных торговых проектов на рынке, заинтересованности потенциальных франчайзи и экономических обстоятельств.

Кроме того, активно открывали новые магазины в РФ бренды LC Waikiki, у которого в этом году появились торговые точки в новой дизайнерской концепции с расширенным ассортиментом товаров, а также Derimod, который открыл 6 торговых точек за 1,5 года присутствия на рынке. С высокой долей вероятности бренды приостановят развитие на рынке в связи с новыми геополитическими и экономическими обстоятельствами, о дальнейшей стратегии развития или ухода более целесообразно будет говорить уже в начале 2016 года.

Анна Лебсак-Клейманс: В России представлено не так уж много турецких ритейлеров, основной товарооборот с Турцией обеспечен марками, которые продаются оптом через интернет-магазины, шоу-румы, непосредственно доставляются с фабрик. Тем не менее, есть несколько турецких сетей, которые успешно оперируют на российском рынке.

Среди наиболее известных:

Colin's. Модная повседневная одежда, ориентированная на молодежь, основу ассортимента которой составляют джинсы, трикотаж, куртки. Магазины (средний размер - 200 кв.м) представлены в России уже 20 лет. Сеть состоит из 144 магазинов во всех крупных городах РФ (максимальное количество магазинов было открыто в 2014 г - около 200 филиалов). Сеть развивается, сокращает неэффективные точки, ищет лучшие площадки в Москве и регионах, были открытия даже в 2015 г. Например, осенью открылся магазин в ТРК Мурманск Молл.

Сеть Adilisik (сейчас ADL). Существует в формате магазинов с 2002 г. Первый магазин был открыт в Москве на ул. Тверская (сейчас уже там магазина нет), сегодня сеть насчитывает около 30 точек в 15 городах России. Женская городская одежда, нижний средний сегмент.

Koton. В России были открыты 6 магазинов бренда, специализирующегося на ярком трикотаже. Они работают в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Краснодаре, Казани, Воронеже.

LC Waikiki. Компания-«старожил» в России, работает на российском рынке с 90-х годов, начав с продаж детской одежды. В 2011 году компания заявляла планы «дорастить» сеть до 50 магазинов, но на сегодняшний день работают 18 точек в различных городах России. Компания активно продвигает оптовые продажи в мультибрендовые магазины.

Bessini. Бренд элегантной одежды для женщин, для повседневного использования и для деловых и коктейльных мероприятий. Сеть расположена в четырех ТЦ Москвы, сегмент средний, средний+.

По информации ФТС за 9 месяцев 2015 г., из Турции в Россию было импортировано текстильных изделий и тканей более чем на полмиллиарда долларов

При этом доля брендов, которые продаются через собственные одноименные магазины в общем обороте одежды и обуви, произведенной в Турции, не так велика, она составляет не более 10-15 проц от общих продаж турецкой одежды и обуви. Основные обороты обеспечивают товары, произведенные по заказу крупных обувных и одежных ритейлеров – доля товаров, произведенных в Турции, у отдельных ритейлеров может доходить до 20 проц от всех заказов. Также значительную роль играют оптовые продажи многочисленных брендов, которые продаются оптом через представительства и шоу-румы, а затем через массу небольших мультибрендовых ритейлеров.

В огромном пуле марок есть самые разнообразные бренды как по стилю, так и по ценам. Например, Yazbukey - люксовые аксессуары, которые продаются в Aizel, бренд женской одежды Mix Fox - очень яркий и оригинальный дизайн, который пользуется спросом у молодых девушек, бренд Balizza, который специализируется в основном на пошиве вечерних и коктейльных платьев с шелком, мехом и стразами, бренд одежды Collezione - спортивизированная комфортная мода для подростков, Mavi Jeans – качественная джинсовая одежда, бренд GIZIA - специализируется на платьях. Есть модные бренды, например, Oxxo, Txist, Elfe, которые ориентированы на быструю моду и актуальные тренды.

Сколько модных марок из Турции планируют выйти в Россию в ближайшее время, вышли недавно?

Анна Лебсак-Клейманс: В 2015 г в Россию вышел магазин недорогой одежды DeFacto, осенью магазины марки открылись в Москве, Казани и Омске. Бренд запустил первые точки в «Мегах» - «Меге Казань», «Меге Теплый Стан» и «Меге Омск» общей площадью 2,8 тыс. кв. м. DeFacto является одним из ведущих игроков розничного рынка Турции, работает в 9 странах. Это был удачный момент для выхода на российский рынок для практичного молодежного бренда, так как основным конкурентным преимуществом бренда являются низкие цены. Именно та часть коллекции, которую мы называем «базовые модели без дизайнерских изысков», особенно хлопковая трикотажная группа, являются основной сильной стороной этого ритейлера.

Елена Ключарова: В 2014 году на рынке появилось два новых турецких бренда – Penti (аксессуары) и Derimod (одежда и обувь). В октябре этого года в ТРЦ "Мега" состоялось открытие еще одного fashion-оператора DeFacto. Среди заявленных к выходу брендов в 2016-2017 гг. турецких сетей нет. Вполне вероятно, что даже если такие планы имели место быть у потенциально новых игроков, они будут существенно пересмотрены в пользу других развитых рынков.

Во время текущего экономического кризиса в России кто-то из турецких брендов уже покинул наш рынок?

Анна Лебсак-Клейманс: Нет, турецкие бренды, напротив, являются хорошим предложением в кризис, предлагая оптимальное соотношение цены и качества, без «утяжелительной» наценки за бренд и известность. Снижение спроса на известные бренды из-за высоких цен, перетекание покупателей «вниз» по ценовым сегментам дает определенные преимущества небольшим и качественным компаниям, которые сами являются прямыми производителями, и у которых уже есть наработанные партнерские связи в России.

Елена Ключарова: По данным на ноябрь 2015 года, ни один из существующих турецких брендов не покинул российский рынок. Наиболее активно турецкая розница начнет реагировать на сложившуюся ситуацию в начале 2016 года, и ряд брендов будет вынужден покинуть страну.

Какова доля товаров Турции на российском рынке лепрома в целом?

Елена Ключарова: Общее число операторов составляет порядка 2 проц от всех существующих на рынке международных розничных операторов.

Анна Лебсак-Клейманс: Турция – пятый по величине торговый партнер России, входит в тройку лидеров импортеров товаров легкой промышленности, хотя и со значительным отрывом от Китая (меньше в 8 раз). Турция - один и важных импортеров на российском fashion рынке. По данным 2014 года, Турция находится на третьем месте по импорту одежды после Китая и Италии; а по импорту тканей - на втором, сразу после Китая. Турция занимает около 6 проц рынка импортной готовой одежды в денежном выражении и около 10 проц в натуральном (шт) и обеспечивает 1/8 от всех импортных тканей в России (12,5 проц).

Сообщается, что в России в основном работают турецкие бренды среднего ценового сегмента. Почему именно среднего?

Елена Ключарова: Практически все существующие на рынке бренды принадлежат розничным сегментам «аксессуары», «обувь» или «одежда и обувь». Как правило, ассортимент магазинов турецких брендов отличает высокое качество продукции, в особенности кожаной и трикотажной. Во многом это связано с налаженными процессами производства и переработки сырья, а также довольно низких затрат на рабочую силу, что в совокупности позволяет предложить покупателю товары сравнительно высокого качества по доступной цене. Это в итоге и обуславливает популярность турецких товаров на российском рынке.

Анна Лебсак-Клейманс: На самом деле работают бренды из разных сегментов, за исключением премиального. Лидерами премиального сегмента на глобальном рынке индустрии моды остаются европейские бренды и отчасти США.

Как обострение отношений может отразиться на позициях турецких модных брендов в России? Насколько российский рынок ощутит нехватку турецких товаров?

Анна Лебсак-Клейманс: На данный момент произошло ужесточение таможенного досмотра, который затормозил на границах поставки из Турции. Очевидно, что новые регламенты только вводятся, вопрос о полном или частичном запрете остается пока открытым.

Хотя 1 декабря президент прямо заявил, что запрет на ввоз в Россию отдельных видов турецких товаров будет введен. Перечень определен, но в ближайшее время предполагается, что список ограничений по турецким товарам будет шире, чем перечень продуктовых контрсанкций в отношении европейских стран. Безусловно, если Россия закроется для экспорта турецкого текстиля, это будет крайне чувствительно и для Турции, для которой Россия - важнейший рынок сбыта. Также это создаст проблемы и российским ритейлерам, прежде всего, тем, кто открывал франчайзинговые магазины турецких брендов и тем, кто размещает заказы в Турции. Это также будет «некомфортно» и затратно локальным производителям, которые работают на качественных и недорогих турецких тканях и комплектующих. Ситуация прояснится уже в ближайшее время, и она напрямую зависит о политической конъюнктуры.

Но даже при самом «жестком» сценарии население слабо ощутит на себе эти ограничения в формате «дефицита одежды». На современном рынке субституты появляются очень оперативно – это одежда из Китая, Вьетнама, Восточной Европы. Но оно ощутит его в формате роста цен, который будет косвенным результатом ограничений. Необходимость в экстренной смене проверенных поставщиков на «новых и незнакомых» скорее всего повлияет на продолжение роста рублевых цен на качественную продукцию.

Елена Ключарова: Высока вероятность того, что стратегия развития большинства существующих на рынке операторов будет скорректирована. Не исключено, что в связи с обострением геополитических и экономических отношений между странами, многие широко представленные на рынке операторы будут вынуждены сократить количество торговых точек, а брендам, у которых в России 1-2 торговых точек, в этой связи будет проще либо покинуть рынок, либо реализовывать товар через мультибрендовые торговые сети. Новые модные fashion бренды из Турции, скорее всего, пойдут по этому пути.

Какое ещё влияние может оказать данный конфликт на российскую фэшн-индустрию?

Елена Ключарова: На данный момент, несмотря на то, что ситуация довольно напряженная, большинство розничных операторов еще не успели отреагировать на кардинальное изменения деловых взаимоотношений. Кроме того, поиск нового поставщика может занять определенное время, что не всегда выгодно в текущих экономических условиях.

Анна Лебсак-Клейманс:Политическая конъюнктура всегда очень косвенно влияла на поведение покупателей. Исключением являются только идеологические манипуляции людьми в тоталитарных обществах и периоды военных конфликтов. Мода сама по себе очень либеральна, она избегает оценочных концепций о культурах, для моды нет «плохих народов». Любая политическая конъюнктура временна, а красота - межкультурна и внеполитична. Над попытками увязать моду и идеологию шутили еще при социализме – «тот, кто носит adidas, завтра родину продаст». И даже в период пика холодной войны и идеологии противостояния империалистической агрессии выстраивались огромные очереди за американскими джинсами, и образ героя-ковбоя Майна Рида не терял свою привлекательность. Можно говорить о том, что мода «политически беспечна» до определенной степени.

Текст: Наталья Попова, FashionUnited

CBRE
FCG
Турция