• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Торговля детскими товарами не теряет перспектив в кризис

Торговля детскими товарами не теряет перспектив в кризис

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

В Москве прошел бизнес-форум Russia for Kids, ежегодное мероприятие, площадка для встречи участников индустрии детских товаров в России.

На мероприятии было озвучено много интересной аналитики. Например, по отношению к 2000 году численность новорожденных в стране увеличилась на 50 проц. По данным экспертов, индустрия детских товаров остается очень перспективным направлением даже в кризис. Самые многообещающие категории - детская одежда, рассчитанная на возраст от 0 до 4 и от 5 до 9 лет. В РФ 1200 компаний, которые занимаются продажей исключительно детских товаров. В отрасли занято 300 тыс человек. Ее доля больше, чем у авиастроения. Это достаточно рентабельный бизнес с высокой долей импорта и контрафакта. Объем рынка в год составляет в среднем 700 млрд рублей, из которых отечественные товары занимают всего 1/5. То есть, российским производителям есть, куда расти. Рынок детских товаров достаточно большой. В среднем прирост составляет более 10 проц в год (в 2012/13 -16 проц, прогноз на 2015 - рост на 17 проц). Такие цифры озвучила Диана Гуц, главный редактор журнала "Деловая Россия".

Затем состоялось выступление Ануш Гаспарян, коммерческого директора Fashion Consulting Group. Для начала спикер привела свежие данные модного рынка в РФ. Его общий объем в 2014 г. составил 2252 млрд руб. По прогнозу, к концу 2015 г. объемы снизятся во всех сегментах fashion-рынка, включая одежду, не менее, чем на 8-10 процентов.

Самый большой сегмент - рынок одежды, его объем в прошлом году составил 1383 млрд руб (доля - 56,48 проц, обувь - порядка 25 проц, аксессуары - 11 проц).

Наиболее консолидированным и конкурентным продолжает быть сегмент женской одежды (47 проц одежного рынка). При этом детский сегмент (13-15 проц рынка, по прогнозу FCG на 2015 год) остается самым быстрорастущим из сегментов и он единственный из трех (женщины, мужчины, дети) показал положительный темп роста: (+0,63 проц), сказала Ануш.

"Детский рост" обусловлен изменением структуры спроса (увеличение количества покупок на 1 ребенка + рост требований к качеству) и увеличением средней стоимости покупки. Более того, несмотря на экономическую ситуацию, родители не прекращают покупать одежду для своих детей - они всего лишь начали более обдуманно относиться к той или иной покупке.

Специфика сегмента детской одежды

Таким образом, сегодня даже на фоне кризисных явлений в экономике торговля детскими товарами остается одним из наиболее перспективных сегментов рынка.

Текущие экономические сложности и ожидаемое постепенное ухудшение демографической ситуации, конечно, значительно притормозят дальнейший рост, но в среднесрочной перспективе этот сегмент останется одним из наиболее стабильных и выгодных для бизнеса, отметила Ануш Гаспарян.

За последние несколько лет устойчивый рост рождаемости в РФ определил высокий спрос на детские товары. Согласно Росстату, по сравнению с 2000 г. количество новорожденных возросло к настоящему моменту уже более чем на 50 проц. При этом пик рождаемости в XXI веке пришелся на 2014 г.: родились 1,947 млн детей, что стало абсолютным рекордом в истории России.

Сегодня в Российской Федерации (с учетом территории Крыма) проживают более 24 млн детей (более 15 проц населения страны). Самой значительной возрастной группой среди них является группа детей в возрасте до 4 лет – около 9 млн человек. Дети 5–9 лет составляют около 8 млн, 10–13 лет – более 5 млн, а подростки в возрасте 14–15 лет – более 2 млн человек. При этом подростковый сегмент (junior, 12+) является одним из самых сложных в одежном ритейле. В последнее время многие выводят его за рамки детских магазинов, потому что подростки хотят покупать взрослую одежду во взрослых бутиках.

По разным экспертным оценкам, в России на первом месте в структуре продаж детских товаров находится одежда – 30–35 проц. Второе место занимают игры и игрушки – около 24 проц. Более 20 проц рынка занимают товары для новорожденных. На обувь приходится 9–10 проц.

Больше всего в 2014 г. вырос сегмент товаров для новорожденных – на 13 проц за год, а в общем объеме рынка детских товаров его доля составила 24 проц. Для сравнения – сегмент детской одежды занимает 32 проц рынка детских товаров, сегмент детской обуви – 9 проц, игрушек – 23 проц.

Поведение потребителей детского сегмента

В последние несколько лет, включая 2013 г., рынок детских товаров был самым быстрорастущим – в среднем +8 проц по отношению к 2012 г. в рублях.

Если сравнивать объемы детского fashion рынка за 2014 г. по сравнению с 2013 г, то рынок упал на 8 проц в рублях. В 2015 году также прогнозируется снижение на 8 проц в рублях.

Как поведет себя рынок детских товаров в 2015 г. сказать пока сложно, ясно одно – сезон весна/лето 2015 г. будет очень непростым для всех сегментов. Снижение уровня жизни в стране заставит родителей перераспределить бюджеты, отказаться от излишних покупок, перейти в более низкий сегмент или начать рассматривать канал с2с (customer to customer).

Один из сегодняшних специфичных трендов - коллективные закупки и "продажные группы", где мамы "пристраивают" бывшие в употреблении вещи и игрушки. Впрочем, он процветал в соцсетях еще до кризиса.

Ожидается, что в целом оборот розничной торговли в 2015 г. сократится более чем на 8,2 проц, доходы населения снизятся на 6,3 проц, а реальная зарплата – на 9,6 проц. Такие цифры приводятся в недавнем относительно осторожном прогнозе Министерства экономического развития РФ. При этом, согласно данным Росстата, в январе 2015 г. рост потребительских цен в РФ в годовом выражении ускорился до 15 проц по сравнению с 11,4 проц по итогам всего 2014 года.

Скорее всего, снижение покупательской способности заставит ритейлеров менять ассортимент, делая акцент на эконом-сегменте.

Как заметила Ануш Гаспарян, эта же тенденция будет присуща детскому ритейлу, хотя и в меньшей степени. Родители в России научились не экономить на детях, тратя более трети своего бюджета на детские товары и услуги даже во время кризиса, как показал период 2008–2009 гг. И все-таки в сложных условиях детским ритейлерам придется играть по «новым правилам», чтобы сохранить лояльность своих покупателей.

При этом важно понимать, что российский потребитель уже успел привыкнуть к большому выбору качественной продукции, и поэтому в конкурентной борьбе более успешно себя проявит именно тот, кто предложит продукцию, которая по соотношению «цена–качество» будет самой привлекательной на рынке.

Ключевым принципом работы эффективной компании сегодня остается omni channel, и именно грамотное использование всех возможных каналов продаж позволит лидерам сохранить свои позиции на высоко конкурентном рынке, отметила спикер.

Анализ роста цен в магазинах детской одежды: коллекция SS14 vs SS15

Ануш Гаспарян также представила последние данные о росте цен на детскую одежду. Больше всего цены поднялись в сегменте "средний +" (+51 проц), этот сегмент сейчас, в кризис, чувствует себя хуже всего (нижний сегмент находится в лучшем положении, а "люкс" во все времена занимает более или менее устойчивые позиции). Заметно подорожали детские платья (+53 проц, если говорить и о локальных, и об иностранных ТМ).

Иностранные ТМ подняли цены больше, в сравнении с локальными ТМ - например, на платья цены взлетели на 112 проц (локальные игроки увеличили их стоимость всего на 6 проц).

Рынок детской одежды: импорт vs отечественная продукция

Доля импорта на детском рынке колоссальна. В 2013-2014 гг. она составила 78 проц, доля отечественной продукции - всего 22 проц. Согласно прогнозу на 2015 г, импорт сократится в среднем на 10-20 проц.

Рынок детской одежды в большей степени является импортным, так как наши производители находятся в тяжелых условиях для развития производства. Ведь крупные партии импорта выгоднее и дешевле, чем собственное производство. А само отечественное производство все равно в значительной степени строится на использовании импортных комплектующих (ткани, фурнитура, упаковка и т. д.). Кто же на сегодняшний день является отечественным производителем? На рынке детской одежды отечественные производители, как правило, создают собственные розничные магазины или напрямую продают свою продукцию представителям розничной торговли.

К крупнейшим отечественным компаниям, специализирующимся на производстве детской одежды, относятся:

• ОАО «Глория Джинс»

• ЗАО «Мир детства»

• ООО «Наша мама»

• ООО «Радуга»

Основные тенденции российских компаний детской одежды:

• размещение производства за пределами РФ;

• создание фирменных розничных магазинов;

• производство брендовой одежды;

• использование героев популярных детских произведений при производстве (лицензирование)

Fashion Consulting Group
Russia for Kids