• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Vassa&Co: В каждом ТЦ своя борьба

Vassa&Co: В каждом ТЦ своя борьба

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Тему непростых отношений арендаторов и торговых центров сейчас, в кризис, можно назвать одной из самых актуальных и болезненных. В частности, против условий столичного "Золотого Вавилона" на днях высказался президент Vassa&Co Владислав Грановский. Бренд покинул ТРЦ, простояв там 3 года, после чего глава компании написал обращение Минпромторгу с целью пересмотра договоров ритейлеров и торгово-развлекательных комплексов. FashionUnited узнал у Владислава Грановского все подробности.

Недавно было опубликовано Ваше обращение властям с целью пересмотра условий работы ритейлеров и торговых центров РФ. Есть ли шансы на отклик? Расскажите подробнее о проблеме, каковы ее масштабы?

Если бы удалось развернуто и полно ответить на все поставленные вопросы, получился бы объемный научный трактат о кабальной зависимости почти всех торговых сетей, отдельных частных предпринимателей, именуемых арендаторами, от диктата управляющих торговыми центрами или управляющими компаниями, которые именуются арендодателями.

Проблемы арендаторов кроются в самом договоре, составленном таким образом, что все права имеют только арендодатели, что легко проверить, прочитав любой из них.

Во-первых, оплата части строительных работ, таких, как каналы дымоудаления, отопления, запасных дверей, конечно же, полная оплата систем пожаротушения, вентиляция, приобретение фанкойлов, как правило, витринные стеклянные ограждения и входная группа – все за счет арендатора, и только аффилированным с ТЦ фирмам с завышенными, по сравнению с рыночными ценами, к тому же все эти расходы являются неотъемлемыми улучшениями и остаются в подарок хозяевам ТЦ навечно.

Если прочесть по пунктам договора, можно найти много интересного. Площадь для арендатора считается, как правило, по внешним контурам, куда могут входить и вентшахты общего пользования, световые короба, а зачастую и площадь коридора перед витринами и еще многое другое, то есть арендатор из года в год должен оплачивать от 2 до 10 кв.м площади, которые реально он не может использовать.

Еще один интересный пункт - это секьюрити-депозит за 3 или в лучшем случае за 2 месяца, который арендатор должен оплатить при подписании договора (в "Меге" я видел договора, где депозит был объявлен за 6 месяцев!)

Депозит оплачивается в рублях по курсу доллара или евро на день оплаты, но он должен постоянно индексироваться. Это верх цинизма, так как эти деньги как неприкасаемые можно положить на валютный счет, и он будет как раз сам собой индексироваться и еще приносить валютную прибыль.

Ни одного пункта в договоре нет, где можно было бы взыскать с арендодателя хоть две копейки за упущенную выгоду арендатора. Сюда можно было отнести нарушение сроков сдачи объекта, отсутствие обещанного покупательского трафика, большое количество незаполненных площадей, отсутствие логистики в подборе участников пула арендаторов и т.д.

Совершенно волюнтаристски, без учета мнения арендаторов, могут меняться сроки работы ТЦ. В ТРЦ "Vegas", к примеру, работа магазинов до 12 часов (продлена на 1 час) осложняет возможность подбора квалифицированных работников. За лишний час работы на протяжении двух лет не было совершено не одной покупки.

В некоторых торговых центрах навязываются платные услуги охранных структур, а также услуги по эксплуатации вентиляционной техники. Все это мелочи жизни, по сравнению с главной проблемой, которая обозначилась девальвацией рубля в два с лишним раза – это привязка к иностранной валюте.

Эта битва в течение последнего полугодия очень изматывает

У арендатора сейчас масса всяких проблем, требующих нестандартных решений, а тут еще постоянная борьба с управляющими компаниями.

В последние годы, когда арендодатели постоянно повышали стоимость площадей, даже первое падение рубля на 10-15 проц, т.е. 36-37 рублей за доллар, уже приблизило многих к критической черте.

Да, впоследствии некоторые ТЦ скорректировали свои аппетиты до 39-45 рублей – это очень высокий уровень арендной ставки. Многие это почувствуют остро уже в марте.

Полагаю, непременно придет время, когда и собственники ТЦ осознают, что цивилизованная норма прибыли от аренды – это проценты от оборота каждого отдельного арендатора, но боюсь, что алчность и нерасторопность в принятии решений приведет к частичному или полному бегству из этих торговых центров, и даже те, кто останутся, не смогут быть востребованы в полупустых пространствах.

Апофеозом станут десятки и сотни исков, чтобы через суд получить с убегающих арендаторов «недополученную» прибыль в виде штрафных санкций за расторжение в одностороннем порядке договоров, где в кабальной зависимости, как когда-то крепостные, находятся тысячи арендаторов.

Если прочитать внимательно каждый договор, то можно увидеть, как красной нитью пронизывает их всех одна задача – пригвоздить и закабалить каждого арендатора, попавшего в их сети.

Можно, конечно, высокомерно спросить: Так зачем же вы все их подписали? А куда деваться было? По принципу: не нравится, не ешь.

Я все не перестаю удивляться, как в цивилизованном государстве вместо национальной валюты в расчетах совершенно законно фигурирует валюта других государств. Аргументы на тему, что банки, причем российские, дают кредит на строительство только в долларах и евро, выглядит смехотворно.

Насколько это затратно закрыть магазин? Это может быть очень дорого...

Для нас открытие магазинов до начала экономического кризиса обходилось в 7-8 млн, т.е. в 250 тыс долларов (до падения рубля). При закрытии магазина мы можем вывезти только не вмонтированную в стены мебель и кассовый узел, то есть примерно 1/4 от всех затрат.

Сколько продолжалось ваше сотрудничество с ТРЦ «Золотой Вавилон»?

В «Золотом Вавилоне» мы простояли 3 года.

В каких крупнейших ТЦ вы представлены на настоящий момент? Каковы там арендные ставки, условия?

Мы представлены в ТРЦ «Афимолл сити», «Европейский», «Атриум», «Вегас», «Калужский», в «Галереи» и «Невском Центре» в Санкт-Петербурге. В каждом торговом центре своя борьба, скажу лишь, что ни в одном ТЦ не удается подписаться на цивилизованный способ оплаты аренды в процентах от оборота, который должен был бы быть не более 20 проц.

В целом, каковы позиции вашей компании в нынешних кризисных условиях? Как изменилась ваша стратегия?

Позиции, как у всех. Стараемся оптимизировать расходы. В частности, уйти из ТЦ, которые придумывают нелепые схемы скидок, оставляя привязку к валютному курсу.

Каковы финансовые итоги бренда за 2014 год? Как вы боретесь с падением трафика и снижением продаж?

Общее падение за 2014 год на 20 проц считаем хорошим результатом, хотя в маржинальном плане потери больше, а это сказывается при новых закупках сырья, стоимость которого в рублевом эквиваленте выросла почти вдвое.

Сколько всего магазинов у Vassa? По какой схеме вы предпочитаете работать? Как относитесь к франчайзингу?

Всего 14 магазинов, 12 в Москве и 2 в Питере, это то, где мы обходимся без франчайзи. В регионах работаем с партнерами. Их у нас немного, так как стиль Vassa непростой, и цены немаленькие. Но есть регионы, где мы успешны. Все зависит от увлеченности и энтузиазма партнеров.

На Ваш взгляд, насколько кризис может быть выгоден российским брендам и производителям?

На наш взгляд, если бы половину, а то и более, процентов от оборота не забирала бы аренда, то смогли бы выстоять. Все-таки в основном вся одежда создается российскими руками. Конечно, хорошо бы еще какую-то поддержку.

Ваши планы на 2015 год?

Наши планы на 2015 год очень простые. Не погибнуть, а значит стать сильнее. Открыть магазины в Европе, Америке. Конкуренции не боимся.

Интервью: Наталья Попова, FashionUnited

Vassa&Co
Золотой Вавилон