• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Выжившие в Сети: Какие стратегии выбирают фэшн-компании в условиях "коронакризиса"

Выжившие в Сети: Какие стратегии выбирают фэшн-компании в условиях "коронакризиса"

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Елена Залесская, директор HR Fashion-агентства «Модное бюро» рассказала FashionUnited об особенностях HR в период пандемии и кризиса:

Модная индустрия стала одной из самых уязвимых отраслей, пострадавших от пандемии. Скачки валют, самоизоляция, смена потребительского поведения на 360 градусов, все это подтолкнуло игроков рынка в кратчайшие сроки менять стратегии. Одна из стратегий – переход из онлайна в офлайн.

Неделя моды в Шанхае стала первой полностью цифровой неделей моды, и в этом ей помогла платформа Tmall, принадлежащая компании Alibaba. В итоге в новом формате свои коллекции осень-зима 2020 показали 150 дизайнеров, суммарно их посмотрели 800 миллионов пользователей. Более 2,5 миллиона человек смотрели церемонию открытия недели моды, а 6 миллионов — шоу в первый день. Едва ли хоть одна физическая неделя моды может похвастаться таким охватом. Китайские марки также смогли организовать продажи вещей непосредственно с виртуального подиума, и это принесло брендам очень хорошую выручку: у некоторых продажи увеличились на 450 процентов.

В России также в условиях пандемии начался массовый переход к онлайн-продажам. Advansshop, занимающиеся развитием онлайн-коммерции, провели исследование по интернет-продажам в кризис.

Они проанализировали 20 топовых игроков онлайн-торговли в сегменте fashion и выявили, что число заказов в категории одежда и обувь выросло на 29,27 процента. В апреле 2020 года прирост по сравнению с мартом составил 6 процентов. То есть, несмотря на самоизоляцию, люди не переставали покупать.

Как компании проявить маневренность в этой ситуации с точки зрения управления персоналом и организации рабочего времени? Что в этой ситуации необходимо предпринять в отношении персонала?

1. Искать РОПов - руководителей отдела продаж и переводить отдел продаж на «удаленку».
2. Менять систему мотивации и KPI
3. Набирать крутых онлайн-специалистов
4. Сокращать затраты на ФОТ, работать с фрилансерами.
5. Переводить сотрудников за штат и обращаться к провайдерам, в данной ситуации это решило бы проблему с линейным персоналом.
6. Переводить внутри компании на другие позиции по совместительству.
7. Изменить организационную структуру полностью из офлайна в онлайн
8. Собирать новую команду профессионалов и менять стратегию развития компании.

Рынок кандидата опять поменялся на рынок работодателя.

В декабре-феврале поступало много новых заявок от компаний–производителей по расширению штата – швей, технологов, продакт-менеджеров, руководителей производств и особенно от компаний, которым давали заказы на размещение от сторонних фабрик. Скажу честно, персонала не хватало, многие кандидаты выбирали лучшие условия труда по зарплате, месторасположению компаний и выпускаемому ассортименту.

При первых симптомах «коронакризиса» ситуация начала меняться. Сейчас есть шанс пополнить штат линейного персонала на будущее и сделать кадровый резерв из грамотных специалистов. Производства, связанные с госсектором, униформой, спецодеждой страдают меньше, так как получили госзаказы на пошив спецодежды для врачей или защитных масок.

Что касается ритейла – самая востребованная услуга – «Аутплейсмент», трудоустройство увольняемых сотрудников и консалтинговые услуги по переводу и профориентации на другие вакансии, как внутри структуры компании, так и переход в другие компании.

Интересный опыт крупной сети «Спортмастер», которые трудоустроили 1800 своих сотрудников в компании-партнеры: Пятёрочка, Магнит, Почта России, Wildberries, Metro, Лента, Ozon, О'кей и другие.

Как изменилась функция HR

Рост безработных в России может вырасти в 3 раза. Найм сотрудников сейчас сократился. Однако есть направления, в которых потребность возросла – это доставка, продажи, IT и Digital, онлайн-образование, онлайн-продвижение.

Функция HR изменились, некогда популярные компетенции, такие как развитие HR–бренда компании, специалистов по счастью, адаптации и мотивации, и т.п. сейчас не сильно востребованы. Нужен Директор по организационному развитию, стратег и мотиватор, а также грамотный юрист-кадровик, который в рамках изменений в трудовом законодательстве поможет собственнику выжить и сократить расходы на персонал.

HR сейчас – это стратег и управленец, который вместе с руководителем просчитывает организационную структуру, ФОТ во время изменений бизнеса и перевод команды на другие направления. Например, части сотрудников - на курьерскую доставку. А также перевод производства на выпуск продуктов сегодняшнего спроса.

Стратегии, которые выбирают компании

По нашим наблюдениям, компании – клиенты в период карантина:

1. Пытаются сохранить хороших и редких специалистов., переводят на зарплату 50 процентов, убирают KPI, бонусную часть, вводят вахтовый метод.

2. Просят сотрудников уйти в оплачиваемый отпуск. Есть случаи, когда линейный персонал не выходил на работу из-за объявленного карантина и с ними отдельно решали вопрос по оплате.

3. Увольняют людей и отправляют в отпуск без сохранения заработной платы, некоторые пойдут на сокращение рабочего времени или оплаты до 1 МРОТ.

4. Кто-то сохраняет сотрудников, поддерживая бренд Работодателя, а кто-то бросил людей в тяжелой ситуации и будет закрываться и банкротиться.

5. Организуют дистанционную работу людей, чтобы компания выжила и продолжала работу, проводят тренинги по удаленной работе команды.

6. Вводят простой, что является явной ошибкой в сложившейся ситуации.

7. Разрабатывают новую штатную структуру, вводят новые вакансии, стратегию на ближайший год и просчитывают падение рынка и спроса. Меняют планы продаж и источники продвижения и партнеров.

8. Мотивируют, объединяют и поддерживают людей, чтобы сохранить бизнес и попытаться выжить.

На что обратить внимание соискателям?

Мы рекомендуем специалистам обратить внимание на новые направления в вакансиях в фэшн-ритейле - многие компании, переводя торговлю в онлайн, нуждаются в таких кадрах.

Наиболее популярны вакансии и спрос на SMM, комьюнити-менеджеров, контент-менеджеров, digital PR-менеджеров, копирайтеров, аналитиков, продукт-менеджеров, big data–специалистов, разработчиков и дизайнеров, e-mail-маркетологов, а также менеджеров по продажам и диспетчеров на телефоне.

Профессии, которым стоит учиться или стремительно осваивать:

- бизнес-ассистенты, администраторы, технические специалисты (настройка вебинаров, обучающих платформ, сервисов рассылки и т.д.), трафик-менеджеры, таргетологи, директологи, ассистенты блогеров, администраторы соцсетей и люди, которые генерируют контент. Актуален графический дизайн, обработка фото, монтаж видео и т.д.

В последнее время мы наблюдаем запрос на таких специалистов, как:

1. Head of Sales (digital, YouTube). Это специалист, который будет интегрировать под своим началом две команды - сэйлз и команду продакшн, работающие с брендами по рекламным интеграциям с блогерами, в основной функционал войдет курирование команды видео продакшн, которая занимается разработкой, съемками и продвижением контента брендов на YouTube.

2. В компаниях-производителях сейчас открывают вакансии руководителей направления «Экспресс-доставка», с заработной платой от 150 000 руб. Их основные обязанности: взаимодействие со всеми дирекциями компании, подразделениями, создание бизнес метрик доставки. Предложение, внедрение и адаптация лучших мировых практик в области розничной торговли в торговой сети, контроль и выполнение операционных показателей (метрик доставки), поиск путей снижения операционных затрат, разработка системы мотивации для сотрудников, работающих на нужды сервиса, синхронизация мобильных приложений.

3. Digital-маркетологи требуются сейчас во многие компании, в том числе они нужны дизайнерам одежды, которые переходят полностью в онлайн.

Об эксперте

Елена Залесская больше 15 лет работает в fashion-индустрии. Директор HR Fashion-агентства Modnoe Buro, которое занимается подбором персонала в сфере закупок, продаж и производства для fashion-индустрии. Участник деловых программ Volvo Fashion week, Estet Fashion week, CPM. Автор блога «Школа персонального брендинга».

Фото: britishdesign.ru, Modnoe Buro

HM
модное бюро