Западные ритейлеры могут потерять 800 млн долларов при уходе из России
loading...
Бизнес
Если все международные одежные бренды решат поступить, как H&M, общая сумма их убытков в России составит 760–800 млн долларов, сообщили газете “Коммерсант” представители двух аудиторских компаний, изучавших по запросу сетей возможные потери.
Один из собеседников “Коммерсанта” называет озвученную сумму «консервативной»: она окажется больше, если ритейлеры не смогут распродать товарные остатки и удачно для себя решить вопрос с разрывом действующих долгосрочных контрактов на аренду площадей.
По данным источников “Ъ”, самые заметные потери могут оказаться у испанской Inditex (сети Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear) — около 300 млн долл, у японской Uniqlo — 150–170 млн долл, примерно такая же сумма — у французской Decathlon. Они приостановили работу магазинов в РФ, но об окончательном уходе с российского рынка пока не заявляли.
Усугубить потери могут претензии партнеров. Часть зарубежных ритейлеров, объявивших о приостановке работы в РФ, уже начали получать иски от владельцев торговых площадей.
Магазины крупных брендов привлекали трафик в торгцентры и найти замену им в текущих условиях будет сложно
До кризиса крупные одежные сети платили операторам торгцентров небольшую фиксированную ставку плюс 7–10 проц от годового товарооборота, поясняет глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. Сейчас западные бренды, временно закрывшие магазины, обслуживают арендные контракты в размере 30–70 проц от той суммы, что выплачивали в соответствующие месяцы прошлого года, говорит партнер Commonwealth Partnership Ольга Антонова.
«Но сейчас ситуация меняется,— продолжает она.— В некоторых случаях сети постепенно снижают сумму оплаты аренды простаивающих магазинов, в других — перестают перечислять средства владельцам помещений».
Однако расторгнуть договор аренды быстро невозможно. Сеть должна уведомить о закрытии своего магазина оператора торгцентра за полгода, иначе владелец площадей заберет в качестве штрафа внесенный ритейлером при заключении договора аренды депозит, отмечает госпожа Антонова. По этой причине, считают опрошенные “Ъ” эксперты, H&M сможет окончательно покинуть российский рынок только в конце 2022 года — начале 2023 года.
Операторам торгцентров трудно будет найти замену уходящим международным брендам. По оценкам Focus, в больших объектах такие ритейлеры занимали до 34 проц площадей, в небольших торгцентрах — 22 проц. Магазины крупных брендов привлекали трафик в торгцентры и найти замену им в текущих условиях будет сложно, соглашается управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. Но даже заменив уходящие из России сети локальными ритейлерами или брендами из Турции и Китая, операторам торгцентров, резюмирует госпожа Малахатько, будет сложно получать прежнюю выручку.
Источник: “Коммерсант”