• Home
  • Novostee
  • Мода
  • Будущее в облаках: дизайнер Виктория Ирбаиева закрывает шоу-рум и переходит на цифровизацию бренда

Будущее в облаках: дизайнер Виктория Ирбаиева закрывает шоу-рум и переходит на цифровизацию бренда

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Мода

Российский дизайнер Виктория Ирбаиева объявила о закрытии шоу-рума в Столешниковом переулке Москвы. Эту бизнес-модель модельер развивала в течение 6 лет. До 30 мая в шоу-руме дизайнера проходит распродажа вещей со скидками до 80 проц, а далее марка переходит на полную цифровизацию. Бренд запускает новый подход к покупке одежды – сервис fitbuy с использованием искусственного интеллекта.О причинах такого решения FashionUnited рассказала Виктория Ирбаиева:

"Переход к управлению модным бизнесом с помощью цифровых и облачных решений – первоочередная задача всех лейблов, думающих о ближайшем будущем.

Обзор ситуации

Тренд See now/Buy now стал набирать обороты несколько лет назад. При этом для его реализации в отрасли поменялась только витрина – бренды стали проводить показы сезон в сезон, обеспечивая себя товарными запасами к моменту показа. Именно таким образом фэшн-индустрия попыталась сократить сроки между разработкой коллекции и стартом ее продаж.

Эти несколько лет экспериментов показали, что переход на продажи «с подиума» или ежемесячные дропы в бутики не решают коренной проблемы отрасли – низкую маржинальность из-за слишком длинного цикла от создания до продаж коллекции, больших товарных запасов, больших товарных остатков даже в самых «горячих» брендах, необходимость утилизации непроданного товара или поддержания постоянного раздела «скидки».

После кризиса 2014 года ситуация с продажами одежды не улучшается и в России. По статистике российских аналитиков из FCG, последние 2 года рост показывает низкий ценовой сегмент, где безусловным лидером является Wildberries. Но этот сегмент нельзя отнести к fashion – отрасли – это не коллекции, соответствующие сезонным модным трендам. Низкий ценовой сегмент – это товарная группа «одежда». В ней производится, продаётся и покупается достаточно традиционные вещи – брюки, рубашки, футболки, свитшоты, куртки, джинсы, платья традиционного вне-сезонного вида.

Также рост стал показывать высокий ценовой сегмент, после введения ограничений на сумму трансграничных покупок, но большая часть этого роста приходится на международные бренды одежды.

Что касается локальных fashion-брендов, ситуация в большинстве случаев одинаковая – с одной стороны, есть уже сформированная лояльность, благодаря росту их качества как изготовления, так и дизайна. С другой стороны, объём продаж все ещё не достаточен, чтобы производить ассортимент в тиражах, позволяющих существенно снизить себестоимость и повысить маржинальность бизнеса. Именно поэтому инвестиционная привлекательность локальных брендов среднего и высокого ценовых сегментов низкая и брендам сложно привлекать средства – как банковские займы, так и частные инвестиции для развития и роста.

Личный опыт

Я начала создавать одежду в начале 2013 года в среднем ценовом сегменте и успешно продавать ее в ЦВЕТНОМ и в TrendsBrands. Финансовый кризис 2014 года существенно изменил наше положение – компания смогла выстоять и не закрыться, как многие наши коллеги-конкуренты, только благодаря правильной коммерческой и ритейл стратегиям.

В 2015 году я провела коренное перепозиционирование бренда и мы сразу же получили предложения о сотрудничестве от крупнейших ритейлеров Москвы – Bosco, Гардероб, Aizel, Цветной и выполнили первые оптовые заказы. Спустя год и 3 коллекции мы отказались от сотрудничества почти со всеми внешними каналами – суммарно их продажи не составляли даже 30 проц от общего объема , а затрат на их поддержание требовалось намного больше.

Уже тогда стало понятно при работе над финансовой моделью бизнеса, что оптимальной является модель пред-заказов.

Мой опыт наблюдения за автопромом, давно перешедшим на модель пред-заказов, спасаясь от затоваривания, показывает, что стратегия решения ключевых проблем fashion-индустрии может быть похожей.

Да, это более сложная и медленная бизнес-модель – требуется одновременно отходить от модели fast fashion, и более эффективно организовать производство (в Москве с менеджментом в швейном деле все обстоит крайне грустно), поэтому было необходимо найти способ удалённых продаж по пред-заказам без возвратов – наши покупатели находятся не в России, но и в Европе, США и Австралии.

Пилот с ShareCloth

Год назад звезды сошлись. Стартап ShareCloth обратился к нам с проектом производства одежды по-запросу.

Технологическое решение ShareCloth для быстрого создания и точной виртуальной примерки одежды было обращено к новой идее, что цифровая экосистема в связке с адаптированным швейным производством, сможет обеспечить отшив персонализированных заказов за срок не более 3-х дней и с уровнем удовлетворённости посадкой изделия на фигуру не ниже 85 проц (определялось анонимным опросом). Задача комплексная и решить ее только за счёт производственного ресурса или за счёт технологии не возможно.

Облачное решение ShareCloth строилось на двух продуктах:

1. Быстром построении виртуального манекена по меркам покупателя – создании “цифрового паспорта тела”

2. Решении для быстрого создания 3D-образцов изделий на основе лекал во всех размерах и тканях.

Для надёжности эксперимента была выбрана прилегающая модель платья с длинным втачным рукавом. От нас требовалось создать качественные лекала, градацию и обеспечить гибкую организацию производства. Мы создали изделие лекала в 2-х ростах и 5 размерах, всего – 10 вариантов размера для двух тканей на выбор покупательницы.

От ShareCloth критически важным была точность построения виртуального манекена для подбора оптимального размера платья.

Покупательница регистрируется на вашем сайте, вводит свои мерки удобным ей способом и выбирает вещь для покупки. А решение от ShareCloth само подбирает оптимальный размер, анализируя цифровую посадку 3D-изделия на виртуальный манекен, как если бы покупатель посетил портного лично.

После выбора и оплаты система отправляет заказ на производство – в специальной облачной программе – OMS (система управления заказами) – указаны артикул, цвет, размер и дата заказа, предоставляется доступ к лекалу и текпаку нужного размера. На производстве заказы поступают в работу по мере поступления. Исходя из наших оценок по скорости штучного отшива, у нас был запас 1,5 дня из 3-х, в течение этих 1,5 дней мы могли компоновать заказы по размерам и цветам, чтобы оптимизировать организацию отшива – делать не штучный крой, а настилом, хотя бы даже по 2-3 изделия.

Результат теста превзошёл все ожидания – за 2 недели мы получили заказы на 42 изделия от 42 разных покупательниц. Все заказы были доставлены не позднее 4-го дня, а в некоторых случаях – намного раньше. Уровень удовлетворённости посадкой изделия – 91 проц, только 4 человека сообщили, что платье сидит чуть плотнее, чем идеально, но все равно носибельно.

Выводы

Сейчас настал момент, когда «все сложилось» - есть технологии, которые помогают обеспечить дистанционный подбор размера , мы понимаем, как организовать управление производством по-запросу (и здесь мне очень пригодился опыт работы в автомпроме – это мировая best practice по организации эффективного производства под заказ), у нас сформировалась лояльная аудитория бренда, с которой мы уже 2 года практикуем подход on-demand – большую часть продаж новой коллекции мы уже совершаем по пред-заказу.

И все равно, полный переход в «облако» для нас точно не будет легким:

Во-первых, для наших московских клиентов эмоционально значимым фактором был визит в шоурум на персональные консультации и примерки.

Во-вторых, потому что не существует сейчас ни одного цеха в Москве, готового работать по нашей методологии (но мы работаем над решением).

Но другого пути нет. Потому что, нам важно создавать качественный fashion-продукт и получать прибыль, обеспечивая покупателей вещами с идеальной посадкой по оптимальной цене в кратчайшие сроки. Именно поэтому, мы экономически-уверенно движемся вперёд и вверх, справляясь со всеми сложностями на пути в цифровые “облака”".

Фото: https://irbaieva.com

Ирбаиева