Что случилось с модой в 2019 году: итоги

Умер Карл Лагерфельд, Кристиан Лакруа показал новую коллекцию, началась пропаганда осознанного потребления... «РБК Стиль» вспоминает главные события модной индустрии 2019 года.

Потери

Со смертью Карла Лагерфельда закончилась целая эпоха в модной индустрии. Дизайнер, который более полувека работал над коллекциями Fendi и на протяжении 36 лет возглавлял Chanel, скончался от рака поджелудочной железы за пару недель до своего очередного показа.

В конце года также стало известно о смерти дизайнера Эмануэля Унгаро. Французский модельер итальянского происхождения Эмануэль Унгаро умер в возрасте 86 лет.

Для России 2019 год обернулся потерей вице-президента компании Mercury и фэшн-директора ЦУМа и ДЛТ Аллы Вербер. Королева люксового ретейла, которая привезла в страну многие мировые марки, скончалась в результате менингококкового сепсиса в итальянском городе Форте-дей-Марми.

Возвращения

В 2019 году в большую моду вернулся Кристиана Лакруа. Один из самых известных дизайнеров объявил о банкротстве в 2009 году, а спустя 10 лет неожиданно для всех показал новую коллекцию. Она создана в сотрудничестве с бельгийским дизайнером Дрисом Ван Нотеном.

Еще один громкий камбэк связан с именем Альбера Эльбаза. После ухода с поста креативного директора бренда Lanvin, который Эльбаз занимал с 2001 по 2015 годы, он занялся преподаванием, путешествовал, развивался в других сферах. Летом 2019 года Альбер согласился принять участие в проекте Tod’s Factory, а после объявил о создании собственной марки AZ Fashion, партнером которой выступила компания Richemont.

Сделки

В конце года состоялась крупнейшая в мире люкса сделка: лидер индустрии LVMH, которому принадлежат марки Louis Vuitton, Christian Dior, Fendi, Celine, Hublot и Bvlgari, купил за 16,2 млрд долл компанию Tiffany & Co. Сделка принесет LVMH значительное укрепление позиций в сегменте часов и ювелирных изделий, фактически единственном, в котором холдинг не имеет лидерства, а также позволит навязать еще большую конкуренцию группе Richemont, которая владеет марками Van Cleef & Arpels, Buccellati и Cartier.

Ранее в 2019 году в состав LVMH вошел еще один бренд — Fenty Maison, запущенный вместе с певицей Рианной.

Скандалы

Один из самых громких скандалов года связан с рекламой, которую выпустило российское подразделение компании Reebok. Для того чтобы «развеять мифы о традиционных мужских и женских занятиях», менеджеры пригласили на съемку чемпионку Европы по спортивной борьбе Анжелику Пиляеву, бойца ММА Юстыну Грачык и создательницу Telegram-канала «Женская власть» Залину Маршенкулову, а после украсило их портреты феминистскими лозунгами: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо», «Когда говорят „Носить на руках”, представляю, как меня носят в гробу» и «Прикрыла соски, чтобы вы не порезались». Реклама, которая должна была стать адаптацией англоязычной кампании «Be More Human» (в ней фигурировали такие фразы, как «Мы поколение любви, изменений и инклюзивности» и «Мы меняем мир каждый раз, когда подаем пример»), вызвала неоднозначную реакцию в социальных сетях, в том числе обвинения в сексизме.

Один из креативных директоров и основателей бренда Dolce & Gabbana Стефано Габбана столкнулся с обвинениями не только в сексизме, но и в расизме. Перед специальным показом для китайского рынка команда марки опубликовала видеоролик #DGLovesChina, в котором азиатская модель тщетно пыталась съесть палочками сицилийский десерт, а закадровый голос спрашивал ее: «Он слишком большой для тебя, не так ли?»

Кампания возмутила китайских пользователей, они упрекнули бренд в насмешке над их культурой и предложили его бойкотировать. В скором времени ролик был удален.

Несмотря на извинения, специальное шоу Dolce & Gabbana отменили буквально за пару часов до начала, а товары бренда убрали из ассортимента китайских онлайн-ретейлеров.

Экология

Согласно данным платформы Lyst, по сравнению с 2018 годом количество запросов, связанных с экологичностью, выросло на 75 проц, в среднем до 27 тыс. в месяц. Также стали чаще искать экоматериалы: эконил на 102 проц, органический хлопок на 52 проц, тенсель на 42 проц и ткани компании Repreve (то есть из пластиковых бутылок, переработанных по специальной запатентованной технологии) на 130 проц. Самыми востребованными категориями товаров, как отмечает Lyst, стали экологичные джинсы и кроссовки.

Самой важной инициативой 2019-го стало принятие «экологического пакта», предложенного главой модного конгломерата Kering Франсуа Анри-Пино на августовском саммите «Большой семерки» и предписывающего производствам достичь полной экологической нейтральности к 2050 году. На сегодняшний день его подписали 56 предприятий и 250 брендов, в том числе Prada, Chanel, Versace, Calvin Klein, Nike, Puma, Zara и H&M. Они планируют снизить выброс углекислого газа, способствовать спасению биологических видов и сообща противостоять загрязнению океана.

Секонд-хенд

Американская платформа по перепродаже женской одежды Poshmark опубликовала статистику, согласно которой доходы от реализации подержаных товаров увеличатся с 22 млрд долл до 44 млрд долл уже к 2022 году. В свою очередь маркетплейс thredUP предсказывает рост до 51 млрд долл к 2024 году, связывая его со стремлением миллениалов покупать одежду не в монобрендовых бутиках или универмагах, а именно в винтажных магазинах и секонд-хендах.

Цифры убеждают присматриваться к рынку ресейла люксовые компании, которые еще недавно видели в секонд-хендах конкурентов, разрушающих их стоимость и престиж. Так, Burberry заключил партнерство с одним из крупнейших магазинов винтажного люкса The RealReal. Универмаг Selfridges объединился с ресейл-платформой Vestiaire Collective, открыв постоянное пространство с возможностью примерки и приобретения бывшей в употреблении одежды. А Farfetch запустил проект со стартапом Thrift+, который позволяет быстро продать ненужное и потратить заработанные деньги на новые покупки или благотворительность.

Инициативы, помогающие избавиться от старых вещей, появляются и в России. В декабре ювелир Лилит Рашоян и куратор пиар-проектов Наталия Гуляева запустили сервис покупки и продажи одежды премиум-класса Lots Market, который поддержала бывший главный редактор журналов Vogue и Interview Алена Долецкая. Средства от продажи будут направлены в благотворительные фонды «Вера» и Husky Help.

Источник: «РБК Стиль»

Фото: Christophe Archambault / AFP

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ