• Home
  • Novostee
  • Мода
  • Если не мы, то китайцы

Если не мы, то китайцы

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Мода

Чтобы воспользоваться ситуацией с девальвацией рубля, российским производителям одежды и обуви надо стать менее зависимыми от импорта сырья и оборудования. Пока что они сокращают издержки, кооперируются с китайцами и торгуют в кредит, пишет "Эксперт".

В 2015 году оборот российской розницы сократится — впервые за несколько лет, следует из официального прогноза Минэкономразвития. Оборот торговли и платных услуг в России будет на 3,8 проц меньше, чем в 2014 году.

Иностранцам тут не место

В наиболее сложной ситуации оказались продавцы одежды. Их магазины в отличие от сетей электроники почти не затронул потребительский ажиотаж декабря, а зависимость от импорта и, соответственно, валютных скачков у одежного ритейла высока. Временно остановились поставки в магазины Inditex (Zara, Oysho, Bershka и др.), BNS Group (сети Mexx, Calvin Klein, Michael Kors, TopShop) и др. Ряд популярных брендов вообще уходит из России.

Самое уязвимое положение у дистрибуторов, поставляющих брендовые товары, считает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Это «Монэкс Трейдинг» (American Eagle Outfitters, Next и проч.), BNS Group и др, перечисляет она. Такие компании работают исключительно на импортных поставках и полностью зависят от валютной динамики. «Прогнозировать такие риски невозможно, как невозможно и отказаться от товара, — рассуждает Ядерная. — Ни одна из этих компаний сейчас не может переориентироваться на российские бренды в силу специфики бизнеса. Они заложники ситуации».

Казалось бы, в ситуации значительного удорожания импорта усилить свои рыночные позиции должны отечественные производители, которым предоставляется неплохой шанс. Многие уже задолго до нынешнего кризиса просили чиновников ограничить импорт, а тут он ограничился естественным путем.

Слишком зависимы от импорта

Но, похоже, бурного импортозамещения в легпроме и сейчас ждать не стоит. Основная причина – зависимость от импортного сырья, комплектующих и оборудования. Как отмечает гендиректор компании Ralf Ringer Андрей Бережной, «точно сказать стоимостную зависимость отрасли от импорта сложно. Но в общей сложности рублевая составляющая для 100 проц производства на уровне 55-60 проц». То есть, зависимость от импорта чуть менее 50 проц.

«Технологии мы не импортируем, оборудование импортное на 100 проц, материалов в стоимостном выражении мы импортируем 35 проц. 65 проц материалов и комплектующих изделий произведено внутри страны. Но зачастую то, что произведено на территории России, все равно произведено с использованием оборудования и материалов меньшего передела», - поясняет он.

Как отмечает владелец компании «Обувь России» Антон Титов, обувь — даже российского производства — очень сильно зависит от импортных комплектующих. «У нас слабо развито производство комплектующих, нет ни одного овчинно-мехового завода, который может выпускать мех для обувного подклада. Очень много кож приходится закупать за рубежом, особенно для дорогой и модельной обуви. Повышение доллара и падение рубля очень негативно отразится на рынке и стоимости продукта», - говорит он.

При этом он считает, что российское производство обуви должно обеспечить минимум 50 проц нашего потребления (сейчас не более 20 проц от общего оборота более чем в 50 млрд долларов).

Генеральный директор ОАО «Иврегионсинтез» (текстильная корпорация) Василий Гущин также отмечает, что наступает критический момент, когда платить по долгам нужно много, а доходы не растут. В такой ситуации самый сильный спад приходится на сферу торговли и услуг, ориентированные на потребительские товары и услуги не первой необходимости. Текстильная промышленность в их числе. Соответственно, денег на инвестиции и развитие взять просто не откуда.

Курс на экономию

Тактика производителей одежды и обуви сегодня следующая: удешевление продукции, ориентация на госзаказ и гибкий подход к покупателю.

В первом случае планируется партнерство с китайцами. Как отмечают российские производители, это выгодно всем. Готовый китайский импорт также подрос в цене, а в кооперации с Россией может оказаться выгодно: более высокое качество по приемлемой стоимости. «Кроме того, по оборудованию мы пересматриваем контракты в пользу Азии, представительств европейских компаний в Китае, на Тайване, чтобы обезопасить себя от потенциальных санкций. Даже контракты по оснащению фабрики в Карачаево-Черкесии с учетом осложнения взаимоотношений с Европой мы пересматриваем в пользу азиатских поставок. Часть контрактов и заказов мы просто сняли и переориентировали на Азию, часть у нас в процессе переговоров», - отмечает Титов.

Правда, более пессимистичные бизнесмены считают, что китайский импорт вытеснит не только европейский, но и отечественную продукцию. Соревноваться по цене сложно, даже если товары из Китая подорожают вслед за долларом.

Российские производители уже «смещаются» в сторону «эконом-сегмента» и придумывают различные схемы продаж, начиная от интернет-торговли и заканчивая продажами в кредит. У «Обуви России» в 2014 году 52 проц продаж было в рассрочку, за последние два месяца года эта доля возросла до 60 проц. От продажи в рассрочку польза и продавцу, и покупателю. Продавец зарабатывает больше: средний чек оказывается выше на 40-50 проц.

Производитель одежды Finn Flare пошел по другому пути: выделил для себя определенные «точки роста». Среди них – запуск линейки молодежной одежды и школьной формы. По словам президента компании Ксении Рясовой, сегодня эта продукция дает существенный прирост трафика, что отражается на увеличении продаж. В четвертом квартале 2013 года молодежная линейка принесла 10 проц от общей выручки ритейлера, в январе − октябре 2014 года — 15 проц.

Общая для всех компаний стратегия также – оптимизация бизнеса и сокращение издержек. В 2014 году Finn Flare уже сократил маркетинговый бюджет на 20 проц. Ритейлер также уменьшил складские площади на 1 800 кв. метров (благодаря внедрению новых программных продуктов управления логистикой), оптимизировал офисный персонал.

Источник: "Эксперт"

легкая промышленность
Легпром