• Home
  • Novostee
  • Мода
  • Краудфандинг в индустрии моды: как собрать средства на проект?

Краудфандинг в индустрии моды: как собрать средства на проект?

ПАРТНЕРСКИЙ КОНТЕНТ
By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Мода

К краудфандингу привыкли относиться, в основном как способу сбора средств на благотворительные проекты, фильмы, клипы, фестивали, книги, игры, программы, гаджеты и так далее и этот способ действительно хорошо работает в такой среде.

Классическим примером успешного краудфандинга является проект по выпуску часов Pebble, осуществленный с помощью площадки Kickstarter. Создатели решили синхронизировать часы с телефоном и вывести на циферблат данные о звонках, sms и так далее. Вместо заявленных $100 тыс. авторы проекта собрали $10 млн.

Краудфандинг используют президенты, в 2008 году Барак Обама таким способом собрал на проведение своей избирательной кампании более $272 млн.

Из удачных российских проектов - группа «Би-2» собрала средства на выпуск альбома «Spirit». Музыканты обещали пользователям в качестве награды бесплатное посещение закрытого концерта и в результате собрали необходимую сумму.

Что же такое краудфандинг (от англ. "crowdfunding", "crowd – толпа, funding – финансирование) – это когда проект через собственный сайт или социальные сети (при наличии достаточного социального капитала) или специальный сайт (краудфандинговую платформу) рассказывает о своей идее, о том, что он хочет сделать и указывает, сколько ему нужно денежных средств, чтобы идея состоялась. Любой желающий может перечислить проекту любую сумму. Каждый перечисливший (спонсор, в терминологии платформ) получает от проекта определённое вознаграждение. Если за установленное время заявленная сумма собирается – проект её получает. В противном случае - деньги возвращаются обратно всем спонсорам.

В мире существует несколько краудфандинговых платформ, обратите внимание, что почти каждая платформа имеет свою специализацию:



www.kickstarter.com
www.indiegogo.com
www.rockethub.com
www.peerbackers.com
www.booomerang.dk

Лучшими краудфандинговыми площадками России и Украины являются следующие ресурсы:

planeta.ru  - платформа с широким спектром направлений, большинство из них социальные и творческие проекты.

boomstarter.ru — платформа с творческими и научно-исследовательскими проектами. Создавалась как российский аналог Kickstarter.

ПлощадкаСпособ сбора средствКомиссия площадки
ПланетаВиН, ОВДо 18%
BoomStarterВиН23%

ВиН — все или ничего: вы получаете деньги только при условии сбора полной суммы. В противном случае средства возвращаются спонсорам.

ОВ — допускается получение части собранных средств, если не удалось аккумулировать всю необходимую сумму.

planeta.ru  - платформа с широким спектром направлений, большинство из них социальные и творческие проекты.

Мы рассматриваем краудфандинг, не только как способ собрать средства на проект, но и как один из маркетинговых инструментов, получить обратную связь о продукте, кроме того это отличный способ PR. Точнее так – это прекрасный способ PR своего проекта.

Есть недавние примеры успешных крауд компаний, производящих одежду:

Вот украинский проект:
https://www.kickstarter.com/projects/1163965827/ohhio-gorgeous-chunky-knits

Вот, удивительно добрый проект:
https://boomstarter.ru/projects/433349/1000_par_obuvi_dlya_zapuska_neobychnoy_fabriki

А этот просто очень милый:
https://boomstarter.ru/projects/485986/lili_-_dvuhstoronnie_yubochki

Есть несколько российских fashion проектов, которым не удалось собрать нужную сумму. Один из примеров – это молодая дизайнерская марка (кстати с вполне приличным продуктом в стиле «городской шик»), основная причина неудачи, возможно, это некорректное вознаграждение для «спонсоров», например людям перечислившим приличный взнос, предлагались пригласительные билеты на показ или упоминание на страничке в социальных сетях этого дизайнера, что конечно имело бы ценность – будь это сам  Walter van Beirendonck или Raf Simons.

Или вот недавний пример, когда крупный российский модный дом с историей, постоянный участник выставок и трейдшоу, и владеющий собственной сетью магазинов, внезапно разместил краудфандиговую компанию по сбору средств на участие в неделе моды, что безусловно создало отрицательный имидж самому модном дому, да и сама крауд компания провалилась, в том числе, по причине очень слабой подготовки.

Мы поговорили с Ириной Борисовой, PR-менеджер российской краудфандинговой платформы - Planeta.ru

1. Для чего нужен краудфандинг?

Краудфандинг, пожалуй, один из немногих эффективных инструментов реализовать ту или иную идею. Потому что он решает сразу несколько задач: финансовую (вы получаете деньги на воплощение своего замысла), маркетинговую (целевая аудитория проекта дает вам обратную связь – интересен ли ей ваш продукт или нет), PR (запуск краудфандинговой кампании прекрасный повод «пошуметь» в СМИ, социальных сетях и т.д.).

2. Какие удачные fashion проекты были на вашей платформе или на других платформах и почему они стали успешными?

https://planeta.ru/campaigns/1243 дизайнера Анастасии Марфуниной. Она запустила свою линию галстуков-бабочек, объединенных под брендом MARF.

Основной секрет успеха любой крауд-кампании — активность автора проекта. Настя напрямую общалась со своими реальными и потенциальными клиентами через группу в социальных сетях, регулярно проводила и проводит там презентации своего продукта. В ее случае краудфандинг сработал как чистый предзаказ, то есть в качестве бонусов за финансовый вклад в ее крауд-проект она предлагала свой товар — галстуки-бабочки, бабочки-брошки и т.д. И это сработало.

Сестры Мария и Дарья Васильевы (бренд «Daria & Maria») собирали через краудфандинг деньги на реализацию своей новой коллекции одежды. В качестве бонусов девушки предлагали свои картины, написанные маслом, а также различные аксессуары из своей коллекции.

3. Какие самые распространенные ошибки делают провалившиеся проекты?

Краудфандинговая кампания может быть неуспешной по нескольким причинам: слишком высокая финансовая цель; малопривлекательные бонусы за финансовый вклад (или слишком дорогие, например, открытка за 1500 рублей); слишком короткий или слишком длинный срок сбора средств.

И самое главное — активность автора, его способность понять, кто его целевая аудитория и как ее заинтересовать. Если вы хотите успешную крауд-кампанию, вы должны уметь продавать свою идею другим, вовлекать их.

4. Что нужно делать проекту для достижения успеха?
Оформление проекта

Важно грамотно презентовать свой проект аудитории. Необходимо подготовить качественное по картинке и звуку видеообращение, определить, кто ваша целевая аудитория, рассказать, как к вам пришла идея проекта, что вы уже сделали для ее реализации, чего не хватает. Обязательно нужно обратиться к своему потенциальному акционеру с призывом помочь финансово и информационно.

Финансовая цель и период сбора

Финансовая цель проекта - это та сумма денежных средств, которую автор крауд- проекта хочет собрать для реализации идеи. Мы рекомендуем указывать минимально необходимую сумму, особенно если это ваш первый проект.

Акции (бонусы за финансовый вклад)

Грамотно подобрав и скомпоновав акции, вы повысите общий интерес к проекту и сможете удовлетворить запросы любого пользователя.

PR

Если вы проведете серьезную работу по разработке PR-стратегии вашего проекта, начнете его продвигать еще до начала краудфандинговой кампании, то шанс собрать нужную сумму увеличивается в разы. Люди гораздо активнее финансируют проект, если его автор – уверенный в себе человек, готовый повести за собой, вдохновляющий свою аудиторию и способный на деле показать, что в него стоит вкладываться, он надежный.

В целом, по статистике Kickstarter, около 40% проектов собирают нужную сумму, однако остаются 60% не дошедших до цели.

Вообще стоит отметить, что все краудфандинговые платформы оказывают поддержку и консультируют крауд компании, от проекта требуется четко следовать инструкциям: заранее готовиться, общаться с блогерами и отраслевыми СМИ, снимать видео хорошего качества, работать над текстом крауд компании, так чтобы он стал теплым, как будто вы говорите со старым другом, а во время проведения крауд компании – активно задействовать свой социальный капитал.

И как всегда и тут нет ничего нового – дело в Продукте и в «подаче», коллекции модной одежды – это тоже продукт, конечно есть объективные причины, по которым коллекции плохо продаются возможно это и «национальный» вкус российских покупателей, особенно в этом смысле тяжело в регионах России, пока еще тяжело воспринимающих модные тренды, например – минимализм.

Вывод – пробовать нужно, даже если вы не соберете нужную сумму, о вашем проекте узнает много людей и вы научитесь лучше понимать свою целевую аудиторию

Статью подготовила Анна Лунина, основатель первого бизнес-инкубатора для российских дизайнеров одежды Fashion Collaboration

Partner Content