• Home
  • Novostee
  • Мода
  • Креатив плюс технологии, или как стать дизайнером будущего

Креатив плюс технологии, или как стать дизайнером будущего

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Мода

Фото: Rush, Replicant

Нужна ли современному дизайнеру 3D-мода? Как технологии могут помочь модельерам? И где учиться, чтобы идти в ногу со временем? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола “Fashion перезагрузка 2021. Начало эпохи цифровой одежды” и приглашенные эксперты Петербургского форума Rush.

Что такое цифровая одежда, и как ее сшить?

Цифровая одежда - это виртуальные модели, которые создаются и существуют исключительно в 3D-формате. “Одевают” 3D-одежду на фотографию покупателя. Этот способ прост, экологичен и не требует крупных вложений. Идеальный формат модного потребления для виртуальной жизни в социальных сетях.

В России направление цифровой одежды развивается благодаря амбассадорам - Регине Турбиной (дизайнер одежды, основатель маркетплейса replicant.fashion) и ее соратникам, - поясняет Наталья Рождественская, консультант проектов Бизнес-инкубатора “Ингрия”. При создании одежды используется достаточно сложное программное обеспечение. Как правило, это редактор CLO3D.

CLO3D позволяет визуализировать одежду на основе лекал и симулировать поведение ткани - при движении, ветре и других условиях внешней среды. Для создания цифровой одежды нужно обладать знаниями смежных инструментов: Photoshop, Coral, Adobe Illustrator и др.

Где пройти обучение - Самообразование, менторы, школы цифрового дизайна

Чтобы оставаться конкурентоспособными, современным дизайнерам одежды нужно “держать планку” - делать ставку на постоянное самообразование, ведь цифровые продукты постоянно меняются: добавляется функционал, появляются новые программы. Тот же редактор CLO3D можно освоить самостоятельно - при помощи обучающих роликов, выложенных в сети. На обучение понадобится как минимум несколько месяцев. Своим коллегам готовы помочь и “первопроходцы” цифровой моды - дизайнеры виртуальной одежды. Так, например, дизайнер Елизавета Фадеева выкладывает образовательные ролики в своем блоге TikTok, а Александр Курманин активно выступает в роли ментора и консультирует коллег, которые обращаются к нему за советом. Такие примеры взаимопомощи можно встретить довольно часто.

Сейчас появляются школы, которые обучают цифровому дизайну в контексте именно цифровой моды. Успели себя хорошо зарекомендовать такие школы, как 3D Couture, Kazan Tools, Pushka School.

Обучение от производителей конструкторского САПР

Что характерно, образовательную функцию по использованию инструментов типа CLO3D на себя взяли не только частные дизайнеры и специализированные школы, но и производители отечественного САПР для конструкторов. Стоит отметить, что это непростая задача - сейчас с CLO3D в основном работают художники и дизайнеры, а конструкторы, особенно в более зрелом возрасте, консервативны: новый инструментарий осваивают вынужденно.

Карина Андреева, заместитель директора Научного центра «АССОЛЬ» (разработчики САПР АССОЛЬ): Мы производим и продвигаем отечественный САПР Ассоль - ПО для проектирования, моделирования и раскроя одежды. У нас есть бесплатный 10-часовой курс онлайн обучения, где студент сможет изучить азы параметрического проектирования. Одна из наших целей - сделать максимально простым для конструктора переход в 3D-визуализацию. Для этого мы интегрируем в наш конструктор самые удобные продукты, которые есть на рынке. Один из них - CLO3D. Конвертация наших лекал в формат CLO3D делается одним нажатием,все просто и быстро.Из CLO отредактированные лекала также одним нажатием загружаются обратно в Ассоль.Мы считаем, что любой конструктор одежды должен попробовать примерить свои лекала в CLO3D: он должен знать, что есть такие продукты и понимать, как их можно использовать.

Важно подчеркнуть, что со стороны производителей мы видим большой спрос не просто на конструкторов или дизайнеров, а именно на дизайнеров-конструкторов: тех, кто умеет конструировать одежду с помощью обычных лекал и визуализировать полученный результат - показывать, как модель будет сидеть на человеке и вести себя в объеме, в 3D формате.

Мы создали образовательный блиц-курс для конструкторов, чтобы они могли примерить лекала, которые спроектировали в САПР Ассоль, в CLO3D. Радует, что с каждым днем все больше наших пользователей, в основном фрилансеров и работников частных конструкторских и дизайнерских бюро, помимо САПР осваивают CLO3D, и чувствуют себя еще более уверенно и вдохновленно.

А что же ВУЗы?..

К сожалению, в российских профильных учебных заведениях почти не учат работе с современным ПО. Причин тому несколько.

По словам Константина Галкина, директора по продажам Сentric Software и бизнес-консультанта по автоматизации внутренних процессов fashion-ритейлеров, в России, преподают, как правило, теоретики, в то время, как в иностранных вузах ситуация в разы оптимистичнее, так как там преподаватели - практикующие специалисты, действующие дизайнеры брендов, которые уже знакомы с 3D-модой. Кроме того, отмечает Константин, в российских учебных заведениях стоит зачастую ПО начального или среднего уровня,только с базовым функционалом, или просто значительно устаревшее. Помимо этого, отсутствует база лучших практик от действующих экспертов индустрии, дающих знания студентам по эффективному использованию всего спектра функционала специализированного ПО.

Карина Андреева уточняет, что примеры отечественных учебных заведений, где закупают самое современное ПО, есть, но использовать его некому - преподаватели “запаздывают”: ведь нужно не только самим освоить программу, но и поменять учебный курс. При этом многие преподаватели готовы и обучиться дизайну цифровой одежды, и организовать курсы для студентов, но времени на саморазвитие не хватает - сказывается большое количество административной бумажной работы.

Не согласны с таким положением вещей в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, на базе которого открыта единственная в России Точка кипения «ПромТехДизайн» в сфере промышленного и цифрового дизайна.

По словам ректора СПбГУПТД,профессора Алексея Демидова, сейчас в ВУЗе формируются новые программы обучения. Уже в этом году запускается программа магистратуры «Цифровые технологии в индустрии моды». Эта программа ориентирована на подготовку fashiontech-специалистов.

Кроме того, добавляет Любовь Джикия, профессор СПбГУПТД и креативный менеджер проекта Contents for Cross-Cultural Events, в 2022 году в Институте Дизайна Костюма СПбГУПТД будет запущено новое направление бакалавриата, где студенты смогут изучить инженерные технологии в освоении дизайна, конструирование, материаловедение, программу CLO3D.

Еще одним нововведением СПбГУПТД, в рамках международного российско-финского проекта Contents for Cross-Cultural Events (СЗЕ) является работа международной школы «ProDesign».

В течении учебного семестра российские,финские и китайские студенты создают модные цифровые портфолио на базе анимированной графики, разрабатывают коллекции виртуальной одежды, осваивают моделирование одежды на цифровых аватарах в CLO3D, воплощают мультимедийный контент для брендов, делают креативные виртуальные ролики. В программу включены модули по стратегиям и менеджменту в области культуры и искусства, технологическим трендам легкой промышленности и ивент-индустрии.

Образовательная программа предполагает обмен опытом с зарубежными специалистами: в качестве преподавателей и наставников - профессоров СПбГУПТД и Университета прикладных наук Юго-восточной Финляндии ХАМК, представителей международного бизнеса.

Таким образом, резюмирует Любовь, в 2021 году цифровизация стала неотъемлемой частью индустрии моды, делаются успешные шаги в подготовке новых специалистов, работающих на стыке моды, инженерии и инновационных технологий.

Материал подготовлен по итогам работы форума “RUSH 2021. Цифровая мода”, который проводит Бизнес-инкубатор “Ингрия”. Форум Rush ежегодно собирает экспертов из сфер ритейла и IT, чтобы обсудить главные тренды fashiontech-рынка. За три года на площадке форума экспертизой поделились спикеры из компаний Microsoft, Gartner, RED FOX, Concept Group, Zarina, БТК Групп, Gulliver&Co, Lamoda, SODA, Loomish, Orange Business Services, IT PRO, ИКЕА, Unilever, Coca-Cola HBC Russia, Мегафон, Газпром-Нефть, Сколково.

Moda
Rush
Цифровизация