• Home
  • Novostee
  • Мода
  • Модная индустрия завтра: Колонка Fashion Consulting Group на FashionUnited

Модная индустрия завтра: Колонка Fashion Consulting Group на FashionUnited

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Мода

О настоящем и будущем индустрии моды в России теперь на портале FashionUnited будут рассуждать ведущие эксперты компании Fashion Consulting Group. Каждую неделю один из специалистов будет задаваться вопросом, лежащим в сфере его компетенций, и давать на него четкий ответ. Колонка Fashion Consulting Group стартует сегодня с размышлений со-основателя и генерального директора компании, эксперта по fashion рынку и социокультурному влиянию на моду и потребление, Анны Лебсак-Клейманс.

Модная индустрия завтра: Бархатная революция интернета - «кто был ничем, тот станет всем»

Кто станет «всем»?

Протест против устоявшихся правил и борьба против сложившихся стереотипов – во все времена это был удел юных, холостых и бесшабашных. Все социальные и культурные революции – это результат энергии, страсти к переменам и «генетического» нигилизма молодых поколений. Мода - это одна из граней нашей культурной и социальной жизни, и, безусловно, все самое инновативное и нестандартное, что происходило и будет происходить в моде, рождается и будет создано и подхвачено именно молодыми. И сегодняшнее поколение революционеров моды – это, согласно американской классификации «возрастных когорт», поколение Y, рожденное в период с 1985 по 1997 гг.

Возрастная когорта - это группа людей, рожденных в один и тот же период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, разделяющие сходные глубинные ценности, сформированные в детстве и юности. «Естественной средой обитания» в детстве и юности поколения Y, которое также называют поколением Миллениум и поколением Next – это бум информационных технологий, глобализация и терроризм, угроза глобального потепления и тревожное ощущение возможности экологической катастрофы.

В повседневной жизни это бурное развитие цифровых технологий, интернет-зависимость, культ гаджетов, игромания, киберэстетика. Это поколение эпохи революции в коммуникации виртуального мира социальных сетей, нового жанра литературы (блоги), новой глобальной лингвистики (мемы), новой визуальной эстетики (аниме). Так сформировались «веганы» и «антиглобалисты», «хипстеры» и любители «normcore».

Со времен детства, школы или института в повседневный словарь и образ жизни вошли неизвестные ранее понятия, такие как чаты, ники, мемы, квесты, паркур и лонгборд, бодипамп и селфи. Для поколения Миллениум все эти термины естественны и понятны, а для большинства людей старшего поколения – это непонятный и странный язык инопланетян.

Такой же разрыв понятий происходит и в мире моды, и в мире создания и потребления моды. Сегодня «официальной» многобюджетной модой руководит «старшее поколение». За всеми крупными модными брендами-лидерами традиционного ритейла стоят их создатели или их руководители, люди 45 лет и старше, им органичны проверенные временем традиционные формы ведения бизнеса, комфортны традиционные формы ритейла и системного производства модных коллекций. Для них мир и привычки поколения Y – это интересный, загадочный, но чужой и неорганичный для них мир. Они могут его изучать, измерять и учитывать, но не смогут его формировать и тем более им управлять. И тем не менее новое поколение неизбежно приносит свои желания, идеи и новые стандарты в традиционные многолетние правила индустрии моды.

Прежде всего, отражением этих перемен является интернет. Именно он - органичная среда обитания, общения и построения связей для поколения Y. Для более старших поколений «проживание жизни виртуально» - это гораздо менее привычный формат: так, например, каждый второй молодой россиянин (45 проц) в возрасте 18-24 уже сделал покупки в интернете, но среди людей более старшего возраста 45+ менее 18 проц пробовали покупать виртуально, а среди людей старше 55 лет активных покупателей еще меньше, только 6 проц «отважились» на интернет - шопинг. Активность пользования интернетом для покупок фактически обратно пропорциональна возрасту покупателей.

Темпы роста продаж одежды по интернету растут семимильными шагами по сравнению с традиционным ритейлом.

Ожидания этого поколения от самого процесса модной покупки существенно отличаются от требований более старшего поколения - это прежде всего удовольствие от «эффективности шопинга», что означает актуальность и постоянное обновление предложения модного бренда, индивидуальность сервиса, возможность быстрого получения полной информации, возможность максимально широкого выбора в одном месте, возможность оперативного сравнения цен с конкурентами, готовность переключится на конкурента в случае, если его информационный сервис будет удобнее.

И сегодня интернет - это уже не только место сбора информации, но и место принятия финального решения и выбора. И важнейшее преимущество виртуального шопинга - это не только скорость, но и кастомизированность предложения, ограниченность тиража, который позволяет использовать оригинальные нестандартные материалы, создавать экспериментальные «некоммерческие» конструкции. При этом социальные сети имеют возможность «материлизовать» позитивное мнение любителей бренда в их практическую поддержку бизнеса этого бренда, социальные сети позволяют формировать и демонстрировать «независимые мнения», моментально запускать вирус лайков - рекомендаций.

Нишевые проекты превратились в «золотую лихорадку» модного бизнеса

Именно на этой волне сегодня формируются новые реалии новой моды – феномен нишевых проектов на «коммуникационной» базе социальных сетей. Нишевые проекты превратились в «золотую лихорадку» модного бизнеса, в американскую мечту о том, что каждый инициативный предприниматель, вооруженный не миллионом долларов, а смелостью, упорством и фанатичной верой в свою идею, может разбогатеть. Социальные сети превратились в горы сказочного fashion Клондайка времен первых переселенцев. В 2015 г половина опрошенных пользователей интернета (48 проц) сообщили, что используют социальные сети не только для общения, но и для совершения покупок. В 2013 году, всего два года назад, таких пользователей было только 20 проц!

Интересные и очень успешные находки модных «золотых жил» происходят на наших глазах в течение последних нескольких лет. Молодые инициативные предприниматели поколения Y не тратят время на размышления о бизнес-планах и создание многостраничных отчетов с таблицами о целевых рынках для инвесторов, они смело стартуют с «карманными» деньгами и поддержкой семьи и друзей, начинают, экспериментируют и ... выигрывают.

Во многом именно этот альтернативный тренд будет менять и определять лицо будущего рынка моды, на котором в течение ближайшего десятилетия главным игроком станут интернет-поколение Y и еще более технологичное, быстрое и антиглобалистское следующее поколение, юное поколение Z.

Многообразие предложений от «нишевых проектов» со всего мира дает возможность найти индивидуальное «собственное» решение в противовес массовым и поэтому «нерискованным» и унифицированным моделям от глобальных брендов. Нишевые прицельные проекты – это новая реальность индустрии, которая не ориентируется на традиционные понятия стратегий, планирования и ценообразования традиционной бизнес-школы «развитого капитализма».

Примеры нескольких наиболее ярких и интересных международных проектов

Triangl Swimwear – это бренд, покоривший social media старлеток своими уникальными бикини из неопрена. Появившись в 2011 году в Австралии со стартовым капиталом в 25 000 долларов, кстати сказать, одолженного у друзей, через три года бренд принес владельцем годовую выручку в размере 25 млн. долларов. В молниеносной и бешено растущей популярности узнаваемых купальников «винят» инстаграмы Майли Сайрус и сестер Кардашьян.

Бренд Flash Tatto сделал в 2013 г ставку на растущий тренд - переводные татуировки. Конкретно этот бренд имитирует украшения, а также просто узоры с металлическим блеском, в ассортименте – не только уже ставшие «классическими» золотые, серебряные и медные, но и самые разные цвета. Для бизнес-модели в индустрии моды - это очень удобный продукт: он недорогой в производстве, дешевый в доставке, период его жизни короток (картинки держатся в среднем не дольше недели), а главное – отлично получается на фотографиях для соцсетей, где и раскручивается.

Spanx – один из самых известных на глобальном рынке брендов инновационного корректирующего белья. Компания предлагает не просто функциональное решение, а производит белье, которое оттачивая силуэт, внешне выглядит само по себе стильно и при этом незаметно под одеждой. Начинавший как стартап с бюджетом в 5 000 долларов, бренд Spanx показал продажи в размере 400 млн. долларов за 2014 год. Владелица бренда признана самой молодой успешной предпринимательницей США.

Рюкзаки Solid Gray легко узнаваемы по всему миру за счет необычной угловатой формы и уникального почеркового дизайна. Молодой голландский бренд представляет всего одну конструкцию - футуристическую модель из алюминия в трех цветах, а также возможность персонализации дизайном лямок и специальными наклейками.

Бренд Lalo Cardigans из близкой к нам Грузии известен российским модницам благодаря Instagram аккаунтам знаменитостей и местных it-girls. Яркие объемные кардиганы и пальто крупной вязки украшают луки многих модных блогеров. Почерковым элементом в продуктах Lalo Cardigans является узнаваемый узор и эффект омбре в расцветках.

В России рождаются не менее интересные start up проекты:

Capslock shop - проект Риты Нестеровой, который специализируется на повседневных свитшотах и футболках. Главная особенность стилистики - это яркие провокационные принты и надписи. Покупатели могут самостоятельно выбрать модель, цвет и принт для своей толстовки в онлайн-конструкторе и тут же разместить заказ. Проект активно сотрудничает с ведущими стилистами, блогерами и celebrities России, результатом чего стал выход уже нескольких коллабораций с российскими дизайнерами. Благодаря продвижению в соцсетях, специальным мероприятиям и поддержке медиа, бренд завоевал популярность и стал одним из наиболее заметных проектов в нише streetwear.

Fakoshima - бренд Константина Шиляева, талантливого дизайнера, а к тому же еще и выпускника нашей программы «Бренд-менеджмент в индустрии моды» Высшей Школы Экономики. Бренд представляет сделанные вручную оправы для очков футуристического почеркового дизайна. Авторский стиль уже отмечен Vogue, L’Officiel и Harper’s Bazaar.

White Chicks – проект Анны Жебелевой, еще одной талантливой выпускницы нашей программы «Бренд-менеджмент в индустрии моды». Уникальная концепция бренда, который существует с 2013 г - «универсальное платье», это «свадебные платья для тех, кому скучна классика» - сильные и лаконичные модели.

Oh, my сделали ставку на базовую повседневную одежду из трикотажа простых цветов, произведенную в России, и не прогадали. Имея 500 000 рублей стартового капитала, компания за 2,5 года вышла на объем продаж в 1,5 млн рублей в месяц, а не так давно выиграла тендер на производство корпоративной формы для Парка Горького.

UniFashion - компания разрабатывает уникальный дизайн символики под каждый университет и предлагает одежду для тех, кто гордится своей принадлежностью к определенному университету. Компания стартовала в 2011 году и, продвигаясь за счет сарафанного радио одной из самых активных аудиторий соцсетей – студентов, заняла свою нишу на рынке.

Mir stores – самая молодая марка в этом списке. Mir – это Made in Russia: в производстве используется только натуральное сырье, все вещи шьются в России, и пока в ассортименте всего несколько моделей – вязаные свитера и кардиганы пастельных цветов. При этом магазин сразу предлагает мужскую, женскую и детскую одежду. Планируют вместо коллекций запускать отдельные вещи под порядковыми номерами. Концепция хорошо ложится в современные тенденции cocooning’a и экологичности и может стать успешным нишевым проектом.

Fashion Consulting Group