• Home
  • Новости
  • Мода
  • Мужчины перестали стесняться тратить средства на модную одежду - Анна Лебсак-Клейманс

Мужчины перестали стесняться тратить средства на модную одежду - Анна Лебсак-Клейманс

By Natalia Popova

15 сент. 2021 г.

Мода

Мужчины шаг за шагом отвоевывают себе права на свободу выбора образа и гардероба. И эти изменения являются важнейшими драйверами современной модной индустрии. О трендах на рынке мужской одежды рассказывает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:

Сегодня обороты рынка мужской одежды почти в два раза меньше оборотов женского рынка, хотя в среднем доходы работающих женщин практически на 25-30 процентов меньше, чем у работающих мужчин. Моду последнего столетия вполне можно назвать модой с «женским лицом», так как ее главным героем была женщина. Хотя до начала эпохи индустриальной революции во второй половине XVIII века «непрактичная мода» на фижмы, жабо, рюши, оборки, гофрировки, буфы, хрупкие и капризные ткани, кружево, гипюр, трудоемкие отделки на воротниках, манжетах, чулках и обуви – красивые и бесполезные - имела равное отношение как к женскому, так и мужскому светскому гардеробу. На протяжении веков мужской и женский гардеробы были равны в правах на декоративность и «бесполезность».

Процесс «оттеснения мужчин от моды», начатый в восемнадцатом веке, усугубила эмансипация женщин в 20 веке. Самым первым шагом внутри движения эмансипации женщин стала атака на исключительно мужские атрибуты гардероба, так как они символизировали власть. История моды прошлого века выглядит как дорожная карта эмансипации и центре всех инноваций – исключительно женщины. Мода фактически визуально фиксировала расширение их социальных прав: флапперы и низкая талия 20-х, широкоплечие пиджаки и френчи послевоенных 40-х, протестные мини-юбки и комбинезоны 60-х, деловые костюмы и широкие спины «power women» 80-х. Процесс эмансипации женщин был важнейшей социальной повесткой всего прошлого века. Сегодня профессиональная эффективность перестала зависеть от физической силы, домашнее хозяйство и уход за детьми существенно облегчены.

Женщины добились равных прав на работу, прав на собственные доходы, прав на выбор иметь или не иметь детей. В течение прошлого века женщины забрали в свой гардероб весь арсенал того, что соотносилось с властью и маскулинностью: брюки, сюртуки, костюмы. При этом они оставили за собой эксклюзивные права на феминность и декоративность в одежде и более чем на 100 лет практически оттеснили мужчин от модного радара. В наше время происходит своеобразный playback и в 21 веке мужчины шаг за шагом стали отвоевывать себе зеркальные права на ответное расширение границ нормы. И эти изменения являются важнейшими драйверами современной модной индустрии. Можно выделить три ключевых вектора происходящих революций в развитии индустрии моды, которые определены именно влиянием мужчин.

Рынок 1. Новые экспериментальные и дорогие технологии в одежде

Во-первых, именно мужчины – основные потребители инновационной высокотехнологичной одежды из дорогих современных материалов с расширенными функциями. Инновационные разработки в текстиле и самой одежде высоко востребованы в категориях outdoor, спорт, активный отдых. Такие бренды как CP Company, Stone Island, Apparis, Maskintosh, Sies Marjan, Canada Goosе, Belstaff активно растут на рынке именно благодаря активности мужчин. И нишевые технологичные марки, такие как Woodhouse Clothing, Tessuti, Bachrach, Van Mildert, END, Brother2Brother, John Anthony появились именно благодаря тому, что мужчины «перестали стесняться» тратить средства на модную одежду. И активный рост продаж высокотехнологичной «умной» одежды в outdoor категории стал первым и явным сигналом о Ренессансе мужской моды, так как более 3/4 покупателей этой одежды – это мужчины. Например, в настоящее время, мировой рынок “умной” одежды, произведенной из проводящих тканей, оценивается примерно в 1-2 миллиарда долларов США и, согласно прогнозам Statista, в перспективе ближайших 5 лет достигнет годового объема более 5 миллиардов долларов США.

Рынок 2. Новая мужская мода - streetwear

Во-вторых, важнейший сегмент современного рынка моды, который получил название стритвир (от streetwear) – имеет однозначно мужскую ДНК. Он возник как результат проникновения в повседневную одежду многообразных атрибутов альтернативных уличных «пацанских» культур: новых видов спорта (паркур, скейтинг и др.), уличной музыки (хип-хоп), уличного искусства (граффити). Стритстайл радикально поменял повседневную моду. Так, кроссовки, которые ранее были обувью исключительно для занятий спортом, вытеснили формальную обувь как из мужского, так и из женского гардеробов. По данным Statista, мировой рынок кроссовок оценивался примерно в 79 млрд. долларов в 2020 году и, по прогнозам, достигнет 120 миллиардов долларов к 2026 году.

На рынке стритвира возникло огромное количество «мужских» молодых компаний во всех ценовых сегментах. Например, такие лидеры люксового стритвир-рынка, как Off-White, Palm Angels, ALIX, Supreme, Gentle Monster, Billionaire Boys Club - все они были созданы мужчинами. И эти мужчины вовсе не профессиональные дизайнеры одежды, а диджеи, спортсмены, музыканты – стильные амбассадоры альтернативных «пацанских» субкультур.

Многие стритвир-бренды вполне успешно работают на весьма узком ассортименте, а именно, на базовых категориях стритвира - спортивном костюме в его различных вариантах. Примеры: Monochrome, Pangaia, NikiFilini и др. Сегодня ключевые драйверы продаж рынка повседневной одежды для мужчин и женщин – это трикотажные изделия, которые удобно комбинируются со спортивной обувью. И это, безусловно, результат влияния мужчин на современную моду и актуальные тренды.

Комфортные трикотажные спортивные костюмы (спортивные брюки, джемперы, худи, толстовки, футболки) активно наращивают cвою долю как на глобальном, так и на российском рынке одежды, вытесняя из магазинов классические рубашки, пиджаки, брюки. Так, по данным Lamoda, cреди топ-20 популярных товаров в 2020 г. сильнее всего выросли продажи спортивных костюмов (+76 процентов), также серьезно увеличился спрос на спортивные брюки (+57 процентов) и худи (+48 процентов). Самой популярной покупкой для мужчин на Lamoda в этом году стала футболка (+35 процентов).

Рынок 3. Расширение границ мужского гардероба, его феминизация

На фоне кардинальных изменений в гардеробе женщин представители сильного пола вошли в 21 век под гимн патриархальных правил для «настоящих мужчин». За два прошедших десятилетия начался «Ренессанс» мужской моды. И право на свободу выбора образа и гардероба пробивается через слои традиционных представлений с большим трудом. Поэтому на подиумах мы постоянно видим эпатажные и радикальные формы феминизации мужской одежды. Фактически это вынужденный шаг, чтобы заострить эту повестку, обратить на нее внимание и изменить сформированный уклад. Тот же инструмент скандала и эпатажа использовали женщины феминистки начала 20 века, устраивая протестные марши с палочками свободы (сигаретами) и публично отрицая традиционные моногамные отношения. На прошедших недавно показах мужских коллекций SS22 фактически ни один дизайнер, ни один бренд не прошел мимо темы феминной маскулинности: на подиумах разнообразные оттенки розового, платья, рюши, воланы, кружева, пайетки, пышные рукава, укороченные топики, мини клатчи повторялись так настойчиво, что не оставили никаких сомнений в том, что этот коммерческий тренд будет долгосрочным.

Dior Man – огромное количество моделей в розовых оттенках: брюки, шорты, костюмы, худи. Louis Vuitton – тоже в розовом тренде, розовые элементы на сумках и аксессуарах, даже розовое кольцо на пальце, пуховики в стиле зимнего платья принцессы. Saint Laurent - полупрозрачные блузы, рукава с рюшами, глубокие декольте, декоративные детали из кружев, крупные серьги, нежные колье-капельки, стекающие по мужской шее. Gucci - мини- и миди-платья. Fendi - мини-шорты из трикотажа пастельных цветов, уже привычный розовый цвет, характерный женский поясок. Jacquemus - мягкие голубые, бежевые и розовые оттенки, топы, которые фактически обрезаны до размера бюстгальтера. Jil Sander - женские береты, шарфы, большое количество трикотажа деликатных розовых и лиловых оттенков, платки на шее, броши. Даже деловой костюм был предложен в розовом цвете. Образ новой коллекции Loewe – бритый под ноль атлетичный молодой человек расслабленно возлежит на диване в пудровом платье без рукавов, расшитом пайетками.

Тренд на расширение фэшн-границ включает в себя и рост спроса на средства по уходу за своим внешним видом, прежде всего происходит рост потребления на рынке мужской косметики, не только уходовой, но и декоративной. Так, с 2018 года Chanel продает специальную декоративную линию для мужчин Boy de Chanel, ставшую настоящей вехой в индустрии мужской косметики. Это карандаши для бровей, тональный флюид и бальзам для губ. В 2020 году, по данным Reuters, появилось около 10 новых китайских брендов косметики для мужчин. Китай – мировой лидер по продажам косметики для мужчин. По данным Euromonitor, с 2016 по 2019 гг китайский рынок мужской косметики рос в среднем на 13,5 процента в год, а в 2020 году он сделал скачок, и вырос более чем на 20 процентов. Согласно данным британской аналитической компании Mintel, большинство мужчин, использующих какие-либо средства по уходу за кожей, готовы расширять свой ежедневный уход. Это 68 процентов мужчин в возрасте от 16 до 34 лет и 50 процентов мужчин в возрасте старше 35 лет. В России данный тренд также явно выражен. Так, например, согласно исследованию, проведённому платформой Lamoda, спрос на гель для укладки волос вырос в восемь раз. Исследователи отметили, что мужчины гораздо менее спонтанны в этих покупках, чем женщины, более лояльны к выбранному бренду и более чувствительны к скидкам на косметические средства, чем женщины. В целом, мужчины шаг за шагом становятся активными и равновесными с женщинами участниками бьюти- и фэшн-рынка.

Возможно, именно избавление от клише является самой интересной и важной темой в модной индустрии, дающей шанс отделить адекватное современности представление о мужественности. Опрос 5000 тысяч мужчин в США, проведенный доктором Джоном Барри (руководитель кафедры мужской психологии Британского психологического общества), показал, что современные европейские и американские мужчины скорее заботятся о том, чтобы быть "здоровыми, сбалансированными и надежными", чем выглядеть доминирующими и мускулистыми.

Фото: Gucci, архив