На рынке труда выигрывают быстрые и гибкие
loading...
На российском fashion-рынке происходят бурные изменения, которые отражаются на HR-процессах компаний. На кого сегодня вырос спрос, а кто остался в аутсайдерах, а также о последних трендах HR-рынка рассказывает директор кадрового агентства в индустрии моды «Modnoe Buro» Елена Залесская:
Маркетплейсы «рулят»
Согласно данным агентства, с начала нового сезона на 20-30 процентов вырос спрос на менеджеров по закупкам, байеров, технологов по размещению и т.д. Меняются логистические схемы, уходят бренды, появляются новые игроки. От байеров, отбирающих наиболее интересные коммерческие идеи, от тех, кто сможет оптимизировать затраты при размещении заказа, во многом зависит политика и экономика продаж магазинов. Уровень заработной платы на этих специалистов подрос примерно в этих пропорциях. Большинство компаний выбирают омникальность. За счет целевого трафика преимущество имеют маркетпейсы. На аналитиков, работающих с Ozon, Wildberries, Сбермегамаркет и другими мультибрендовыми площадками, сейчас повышенный спрос. Маркетплейсы предоставляют большие рекламные возможности для продаж и продвижения собственного бренда, поэтому в компаниях рады и другим digital-специалистам: SMM и бренд-менеджеры, таргетологи, авитологи, маркетологи-аналитики, трейд-маркетологи, e-shop-менеджеры, online merchandizing manager, web-аналитики, специалист по digital рекламе, контекстологи, и т.д. Digital и e-commerce – сегменты индустрии, где мы наблюдаем рост вакансий. Некоторые компании экспериментируют и создают свои метаселенные. Например, Befree строит NFT сеть Befreak. Через геймификацию можно продвигать цифровые и реальные товары. Для работы в этой сфере нужны креативные специалисты, а также digital-дизайнеры, дизайнеры виртуальной одежды, дизайнеры виртуальных шоу-румов, интеграторы технологий, digital fashion 3D Artists и другие IT-специалисты.
Если говорить о SMM-специалистах, то в прошлом году активно подбирали контент-менеджеров и сторисмейкеров для инстаграм, а сейчас ищем тех, кто занимается продвижением в Телеграм, VK, OK.
Нарастает дефицит квалифицированного рабочего персонала. Это связано с: демографическим спадом, трудовой миграцией в крупные города, непрестижностью рабочих профессий среди молодежи, спецификой вахтового метода работы, увеличением спроса на профессии в сфере услуг с более легкими условиями труда (например, обращение к швеям-надомницам). Рынок труда мигрантов сужается из-за оттока людей, снижения курса доллара и изменения ситуации на рынке: теперь производственные площадки открывают по госдотации в Узбекистане.
Влияние на рынок труда оказывает и мобилизация. Приходит время женщин и работников 50+. Усложняется «массовый найм». Трансформируется роль HR. Как мы наблюдаем, внутри компании функционируют две стратегии управления: классическая – с традиционной организационной структурой, регулярным менеджментом и планами на долгосрочное развитие и антикризисная – кросс-функциональные рабочие группы, быстрые решения в условиях высокой неопределенности, «рука на пульсе».
Скорость имеет значение
В настоящий момент срок поиска нужного сотрудника увеличился. А поиск работы соискателем увеличился до 7 месяцев. Если мы говорим о руководителях и топ-менеджерах , то срок может достигать года.
Одна из проблем для современного HR-менеджера – это «трудовой гостинг», когда соискатель просто исчезает. HeadHunter недавно проводил опрос на эту тему. 90 процентов из трехсот опрошенных компаний сталкивались с гостингом: люди, как правило, исчезают после первого собеседования. В настоящее время эту проблему можно связать с нежеланием и страхами соискателей менять работу. Людям важно ощущение стабильности в эпоху турбулентности, поэтому они предпочитают «синицу в руках». На первое место в качестве основных критериев для россиян выходит не материальное вознаграждение, а стабильность и безопасность.
Сроки найма увеличились также из-за того, что компании важны не только профессиональные компетенции соискателя, но и так называемые гибкие навыки. В последние пять лет социологи и футурологи, описывая реальность, говорят о трансформации VUKA-мира в BANI. BANI — это хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый мир, в котором мы живем. Вот почему востребованы специалисты и руководители, которые могли бы быть гибкими, быстро принимать решения, иногда интуитивные. Нестабильность – наша новая стабильность. Так как ситуация нервная, важно быть чутким по отношению к людям и осознавать их потребности. В копилку soft skills добавим: высокие коммуникативные навыки, критическое мышление, управление проектами и собственными целями, умение выявлять потребности и сохранять лояльность клиента помогают конкурировать на рынке.
Понимание этих процессов подталкивает компании к развитию новых услуг, методов и предложений. «Спортмастер» предлагает с недавнего времени сервис профессиональных услуг. Магазины категории PRO – где будет работать специалист по теннису, серфингу и т.д. Клиент может заказать ремонт или заточку коньков, велосипедов, аренду тренажеров, записаться к нужному профессионалу. Компания «Связной» развивает сервис собственной доставки. Таким образом, компании увеличивают вакансии и расширяют пул специалистов.
Компания «Лента» для удержания и вовлеченности сотрудников развивает внутреннее предпринимательство сотрудников. Это поддерживает культуру постоянных улучшений, мотивирует, так как каждый сотрудник может влиять на изменение бизнес-процессов.
Soft skills как конкурентное преимущество
Запросы, с которыми в компанию «Modnoe Buro» обращаются соискатели, это - построение карьерной стратегии, переход от работы в найме в свой бизнес и наоборот, составление резюме, консультирование и помощь в трудоустройстве, карьера после 45 лет и т.д. Кстати, работодатели активнее берут возрастных сотрудников, чем это было в прошлом году. Возрастные сотрудники 40-45 лет иногда выигрывают благодаря гибким навыкам.
Тренд, который стал данностью нашего времени – это удаленная работа и опыт проектной занятости. А также управление гибридными командами, экономика временных контрактов. Мы двигаемся в маркетплейс человеческих навыков. Нанять фрилансера для работодателя дешевле, чем постоянного работника. Работодатель экономит на скорости найма, соцпакете, оплате больничных и отпусков, страховых выплатах. Пандемия усилила работу с онлайн-сервисами. Недавно в Институте общественных наук (ИОН) РАНХиГС провели опрос и выяснили, что примерно треть сотрудников подрабатывают на стороне. Среди всех респондентов 10,9 проц заявили, что имеют постоянную дополнительную работу, помимо основной. Система занятости и построение карьеры в условиях гигономики меняется. Если двадцать лет назад специалист мог работать на одном месте 20 лет и более, то сейчас каждый человек делает 3-4 карьеры за жизнь. Это связано и с быстроменяющимся миром (знания быстро устаревают и необходимо постоянное обучение), и с мотивацией самого человека.
Основные выводы по рынку труда:
- Первостепенное значение имеют Soft Skills,
- Работодателям нужно выстраивать карьерные треки своих сотрудников,
- На первое место в качестве основных критериев для россиян выходят не деньги, а стабильность и безопасность,
- Психологические консультации в компании как норма: для всех категорий сотрудников,
- Стабильность в найме персонала: компании снова готовы нанимать людей 40-45 лет,
- Коучинг для топ-менеджеров,
- Экспертное образование: полученные знания можно применять здесь и сейчас,
- Должно быть совпадение человека с корпоративной культурой компании,
- Рост эмоционального выгорания сотрудников в нынешних новых экономических и геополитических реалиях,
- Сроки найма новых сотрудников увеличились.