• Home
  • Novostee
  • Мода
  • На Втором Евразийском женском форуме обсудили пути успеха женщин в креативной индустрии

На Втором Евразийском женском форуме обсудили пути успеха женщин в креативной индустрии

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Мода

Одна из самых обсуждаемых и вызывающих интерес в мире тем развития – тема креативных индустрий. Несмотря на то, что на протяжении последних двадцати лет этот сектор активно развивается – ежегодный рост составляет около 14-15 процентов (это быстрее, чем какие-либо другие отрасли) - в данный момент понятийная основа сферы креативных индустрий ещё находится в стадии формирования и систематизации. Исходя из подходов ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), креативные индустрии (creative industries) являются деятельностью по созданию, производству и распространению товаров и услуг, основанных на творчестве и интеллектуальном капитале, где экономическая ценность получаемой продукции соединена и соотносится с их интеллектуальной (культурной) ценностью.

Роль женщины в креативной индустрии неоспорима

Согласно классификации ООН, в креативные индустрии входят четыре отрасли, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии. Во-первых – культурное наследие, являющееся «источником вдохновения» для творчества и креативных индустрий. К нему относятся культурные достопримечательности (музеи, выставки и библиотеки) и ремёсла, праздники и фестивали традиционной культуры. Второй отраслью является искусство, включающее индустрии исполнительского (живое исполнение, опера, кукольный театр и другие) и изобразительного искусства (арт-рынки, антикварные салоны, живопись и фотография и прочее). Третьей отраслью являются медиа-индустрии, включают печатную продукцию и публикации, аудиовизуальную культуру и новые медиа (видеоигры, программное обеспечение). Четвертая – так называемая отрасль функционального креатива. Это секторы, производящие функциональные товары и услуги, такие, например, как дизайн (дизайн интерьера, графический дизайн, мода, ювелирные изделия, игрушки), новые медиа (программное обеспечение, видеоигры и цифровой творческий контент), креативные услуги (архитектура, реклама, культурные и туристические услуги, научные исследования и разработки, цифровые и другие смежные услуги).

Вклад креативной индустрии в российскую экономику составляет на основании существующих официальных данных пока лишь один процент в год. Хотя этот показатель совершенно относительный – статистика показателей развития креативных индустрий еще не сформирована и, учитывая, что продукция креативных индустрий формируется в совершенно разных сферах и секторах, на данный момент возможна только приблизительная оценка статистических данных. В целом в настоящий момент мы находимся на пути переосмысления роли творчества как в экономической сфере, так и в сохранении национальной идентичности и государственности. Ведь как феномен уникального взаимодействия экономики, политики и культуры креативные индустрии являются важной составляющей и проводником изменений, сопровождающих процесс наступления постиндустриального общества.

В связи с этим Минпромторгом России в рамках Второго Евразийского женского форума была организована экспертная дискуссия «Женщины в развитии креативных индустрий», признанная по итогам форума одной из наиболее интересных и содержательных.

«Наша цель - рассмотреть и проанализировать основные тенденции развития креативных индустрий, как ресурса инноваций и устойчивого развития, на конкретных примерах обсудить особенности роли женщин в этом процессе и сформировать совместные решения в этой области», – сказала в своём приветственном слове Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова. Идея лежит в основе любого бизнеса, а в креативной индустрии имеет особое значение, но недостаточно вкуса и таланта для её продвижения. Начинающим креативщикам нужна поддержка как финансовая, так и экспертная – помощь в понимании основных тенденций рынка, требований современного покупателя и удержания интереса к своему продукту со стороны спонсоров и потребителей. Мировым опытом поддержки сектора креативных индустрий поделились старший специалист по промышленному развитию в ЮНИДО Моника Карко и стратегический менеджер в области фаундрайзинга для креативных технологий в бизнесе Фонда финансирования креативных технологий Дойна Тал. Эксперты оказывают поддержку как начинающим художникам, так и предприятиям, занимающимся производством изделий народных художественных промыслов, а также ремесленникам, работающим в сфере народного искусства и товаров ручного производства. И здесь необходима не только экспертная поддержка – особое внимание требуется со стороны государства и в части финансовой поддержки предприятий.

Сохранение производственного и культурного наследия и традиций – огромная работа как на федеральном, так и на региональном уровне

«Сегодня моды нет – есть только точный анализ» – так охарактеризовала современные тенденции Александра Калошина, основатель и владелец группы компаний Solstudio Textile Group. Её компания, выпускающая платки с текстильным рисунком и уже прочно зарекомендовавшая себя на мировом рынке, всего за восемь лет стала одним из лидеров текстильного дизайна в Европе и планирует поддерживать российских участников творческой индустрии – модельеров, дизайнеров, художников – которые сейчас не имеют возможности такой печати из-за высоких цен на неё.

Сохранение производственного и культурного наследия и традиций – огромная работа как на федеральном, так и на региональном уровне. «Мы можем не знать языка народа, но мы считываем культурный код, который транслируется через ремесла, через искусство, через национальную кухню. Во многом работа над сохранением этого культурного кода – поддержка экономики предприятий народных художественных промыслов. Сделать её устойчивой можно только в том случае, когда устойчива экономика регионов этих предприятий. Те предприятия, которые исторически занимаются этими промыслами, как правило, находятся на территориях, где расположены объекты культурного наследия – большей частью в городах с населением до ста тысяч человек. Оттуда уезжают молодые люди, что вызывает проблему в подготовки кадров», – отметила в своём выступлении Гульназ Кадырова.

Роль женщины в креативной индустрии неоспорима. Это подтверждает и то, что в компаниях мирового масштаба женщины занимают руководящие посты. Руководитель «Уолт Дисней Компани СНГ» Марина Жигалова-Озкан отметила, что в компании, во многом отвечающей за формирование сознания подрастающего поколения, более 70 проц сотрудников женщины, половину же руководящего состава также составляют представительницы женского пола. Эта тенденция отслеживается и в продуктах компании – роль женщины выводится на первый план как в мультипликационных фильмах, так и популярных франшизах.

В мировом сообществе тема креативных индустрий из года в год притягивает все больший интерес. Руководитель Центра Россия – ОЭСР Антонина Левашенко отметила в своем выступлении, что в ОЭСР на сегодняшний день разработано Руководство для местных властей, сообществ и музеев по развитию креативных индустрий, разрабатывается Руководство для местных стратегий развития, ориентированных на культуру. В 2018 году запущена летняя академия по культурно-креативным индустриям (ККИ) и местному развитию, проводятся регулярные конференции по культуре и местному развитию, реализуются страновые проекты (использование потенциала ККИ на юге Италии), обзоры с оценками вклада ККИ в развитие туризма. Россия в лице Минпромторга, Ростуризма и представителей бизнеса могла бы принять участие в работе ОЭСР по формированию стандартов развития креативных индустрий. Кроме того, необходимо определение приоритета развития ККИ в национальных стратегических документах, в т.ч. в национальном проекте по экспорту России.

Женщины являются носителями главных ценностей отрасли, таких как творчество, открытость, стиль, вкус, коммуникации

Минпромторг России в настоящее время работает над продвижением проекта, направленного на создание кластеров креативных индустрий вокруг предприятий народных художественных промыслов и других отраслей, формирующих основу креативного сектора экономики, было отмечено в выступлении заместителя директора Департамента развития промышленности социально значимых товаров Лилии Нургатиной.

Креативная индустрия – это умение создавать своими руками, мыслить творчески и выходить за рамки привычного. Подобные навыки формируют основу для развития многих сфер, не только в творчестве, но и других прикладных науках. Развитие индустрии – ключ к освоению новых горизонтов, невозможное без участия женщин. Ведь, как отметила модератор сессии заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева, женщины являются носителями главных ценностей отрасли, таких как творчество, открытость, стиль, вкус, коммуникации. Кроме того, стремление к созиданию, миру и гармонии, позволяет женщине органично совмещать экономику, творчество и особую душевность в своих проектах. Даже любого успешного мужчину так или иначе изначально сформировала женщина.

Фото: S-GROUP

Евразийский женский форум
креативная индустрия