• Home
  • Novostee
  • Мода
  • Почему не развиваются петербургские бренды одежды

Почему не развиваются петербургские бренды одежды

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Мода

Петербург регулярно предпринимает попытки стать модной столицей России. В городе проходит Неделя моды, недавно заработал очередной шоу-рум для молодых дизайнеров. Но мультибрендовые бутики по-прежнему завалены импортом.

- Не только в петербургской, но и в российской фэшн-индустрии существует глобальная несогласованность, - считает председатель комиссии по легкой промышленности петербургского отделения "Опоры России" Татьяна Герекли. - В идеале пробные коллекции для показов должны готовить дизайнеры. Если модели перспективные, то после их презентации ищут фабрику, которая берется за пошив партий. Далее байеры - специалисты, формирующие ассортимент мультибрендовых магазинов, - заключают договоры и привозят готовую одежду на склады, а с началом сезона она выставляется на продажу. Но в российской практике все складывается по-другому.

Творческий процесс дизайнеров редко связан с экономикой. Половина предлагаемого ассортимента - это различные варианты вечерних платьев. Оставшиеся модели в основном уличная мода, причем нередко в самых экстремальных ее вариантах - с откровенными вырезами, расплывчатыми силуэтами.

- У дизайнеров в голове существует абстрактный целевой покупатель - это юная барышня, обладающая параметрами куклы Барби с неограниченными финансовыми возможностями, которая все время проводит в развлечениях. Однако практика показывает, что наиболее активными покупательницами являются женщины средних лет с обычной фигурой. Им нужны стильные практичные вещи из ткани, которая не требует специального ухода, качественно сшитые, - констатирует Татьяна Герекли.

Показы мод, которые изначально были этакими инкубаторами идей, в российских реалиях фактически перешли в плоскость шоу. Такие мероприятия редко посещают представители крупных производств или потенциальные инвесторы.

Предпочитают импорт

Многие производители одежды мечтают о том, чтобы занять достойное место в мультибрендовом бутике. На долю фэшн-ретейла, по подсчетам консалтингового агентства Infoline, приходится до половины всех продаж одежды в стране.

Причем сам рынок фэшн-ретейла довольно перспективный. Например, 17 сетей, работающих в данном сегменте, входят в сотню крупнейших российских торговых сетей. Это второе место после супермаркетов-универсамов.

Однако фэшн-ретейл отдает предпочтение импорту. Причин несколько. Во-первых, крупные сетевые магазины одежды работают по тому же принципу, что и крупные супермаркеты: им нужны поставки огромных партий товара. Кофточки одинакового цвета и фасона равномерно распределяются по бутикам от Калининграда до Владивостока. Петербургские фабрики в такой игре зачастую не готовы участвовать - у них слишком маленькие объемы производства. Второй момент - сезонность. Сегодня связь "дизайнер - фабрика" не отлажена, только подбор необходимых тканей для изготовления коллекции и их привоз в Россию нередко занимает три-четыре месяца. Как следствие, производители массово опаздывают.

Сам сшил, сам продал

Есть еще один вариант продвижения - развитие собственной монобрендовой сети. В России есть несколько крупных марок, которые могут позволить себе такую роскошь. Петербургские производители до таких объемов пока не дошли. Многие из них пошли иным путем - стали шить то, что востребовано независимо от сезона.

И это тоже выход. Например, самая крупная петербургская фабрика сейчас специализируется на пошиве костюмов для стюардесс, школьной формы и одежды для военных. Это вещи, которые будут востребованы всегда, и предприятие имеет гарантированные каналы сбыта.

По оценкам Виктории Тишиной, председателя комитета текстильной и легкой промышленности петербургского отделения "Деловой России", доля местной одежды на рынке не превышает 10-15 процентов. И те компании, которые все же идут на создание собственных коллекций, сталкиваются с серьезной проблемой: как продать собственную продукцию.

- К сожалению, сегодня вопросы сбыта больше напоминают борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами, - констатирует Тишина. - Например, если производитель хочет открыть собственный магазин площадью 50 квадратных метров, он должен платить арендную ставку из расчета в три тысячи рублей за метр. Чтобы начать работать, придется отдать арендодателю депозит за два месяца - это, по сути, замороженные деньги - 300 тысяч рублей. Прибавьте сумму за первый месяц аренды - 150 тысяч и маркетинговый взнос. Он составляет, как правило, 40 процентов от стоимости аренды - 60 тысяч. На согласование дизайн-проекта, схем вентиляции и электропитания потребуется минимум 50 тысяч, еще в 30 обойдется вывеска. За само торговое оборудование предстоит заплатить 70 тысяч рублей. Итого, чтобы открыть свой небольшой магазин, производителю потребуется не менее 660 тысяч рублей, и это самая нижняя граница затрат.

Порог вхождения в известные торговые комплексы намного выше. В результате производители, может, и не против открыть собственную торговую точку, но не могут себе этого позволить. Они возят одежду на ярмарки, периодически участвуют в работе платных демонстрационных залов. Но это единичные акции, которые не дают постоянного гарантированного сбыта.

Недавно у петербургских торговых марок появилась площадка для бесплатного продвижения своей продукции. В Гостином Дворе открылся шоу-рум, где дизайнеры могут представлять свои коллекции и продавать вещи.

- Я уверена, что пилотный проект "Шоу-рум N 35" - это первый кирпичик в фундамент большого здания, - говорит Виктория Тишина. Она надеется, что новая площадка поможет производителям продвигать свои марки.

Двигатели торговли

Шоу-рум в Гостином Дворе ориентирован в первую очередь на молодых дизайнеров. В то же время в Петербурге найдется дюжина фабрик, где шьется повседневная одежда массового спроса.

Но найти эти вещи совсем непросто. Например, многие горожанки протоптали дорогу к заводскому корпусу неподалеку от станции метро "Проспект Большевиков". Там находится фабрика по производству верхней одежды, и с 2011 года при ней открылась собственная розничная точка.

Байеры от модных мультибрендовых бутиков здесь нечастые гости. Зато есть договор с тремя городскими магазинами. Индивидуальные предприниматели закупают оптом модели и выставляют их на продажу. Но большая часть изготовленных вещей отправляется оптовым покупателям в Екатеринбург, Калугу, Мурманск, Калининград, Тюмень, Казань. Есть и заказчики из Казахстана.

Здесь все намного проще, чем в фэшн-ретейле. Индивидуальные предприниматели звезд с неба не хватают. Как правило, они арендуют небольшие магазинчики формата "у дома" или снимают павильоны в торговых центрах экономкласса. Часто работают на вещевых рынках. В отличие от фэшн-байеров предприниматели не вмешиваются в творческий процесс и не предъявляют никаких специфических требований к коллекциям. Единственное, к закупкам они подходят с некоторым консерватизмом. Соответственно, и сами фабрики не стремятся лишний раз креативить, чтобы продать коллекции.

Оптовых покупателей на фабриках любят. Им предоставляют скидки, разрешают выбирать вещи любых размеров, часто они могут дозаказать нужную им партию одежды. Неудивительно, ведь сегодняшние владельцы вещевых киосков, вчерашние челноки, оказались чуть ли не единственными, кто не на словах, а на деле продвигает петербургскую одежду. Таким образом, в целом ситуация не выглядит критической. Петербургские фабрики работают, их продукция продается во многих регионах страны по доступным ценам. Но все же повод для беспокойства есть. Тот факт, что продукция российских производителей оказалась на вещевых рынках, не придает вещам статусности. Не развиваются сами бренды. Предприниматели, которые выкупают коллекции, стремятся продавать не бренд фабрики, а просто пальто или куртки. Все это не создает условий для того, чтобы российская продукция оказалась востребована. И хотя сейчас предприниматели оказывают поддержку фабрикам, малые партии и небольшие обороты не позволяют предприятиям обновить оборудование и увеличить объемы производства. Все это возможно лишь при взаимодействии с сетевыми магазинами.

Источник: "Российская газета"

аналитика