ТОП-5 главных проблем фэшн-индустрии в России

На одежду под российскими торговыми марками приходится не более 10 процентов рынка. Почему отечественный фэшн-рынок так слабо развит? Опрошенные FashionUnited эксперты едины во мнении: легпром нужно возрождать. Специалисты назвали 5 главных проблем фэшн-индустрии в России: от нестабильности в экономике до ограниченного доступа на Недели моды.

Юлия Листерман - исполнительный директор онлайн-маркетплейса BrandsHub:

1. Слишком закрытый рынок, что делает его непрозрачным и затрудняет выстраивание долгосрочных стратегий. Это пугает западные компании и тормозит выход российского модного бизнеса на мировую арену.

Со временем эту проблему должны решить профессионалы, уже успевшие перестроиться на современный – более открытый – тип управления компаниями, а также новое поколение менеджеров, которые сейчас получают образование и нарабатывают опыт. Когда доля таких управленцев станет выше статистической погрешности (что наблюдается на рынке сейчас), тогда и рынок ждут качественные изменения.

2. Отсутствие профессиональных кадров на производстве.

К сожалению, долгое время индустрия жила в основном по принципу «купи-продай», и за ненадобностью из отрасли ушли практически все профессиональные «руки». При практической важности рабочих специальностей имидж у них нулевой. Спасет ситуацию, конечно, возрождение собственных производств, а также популяризация рабочих специальностей. Шаги в этом направлении уже делаются, но пока рано о чем-то говорить – задача слишком масштабная.

3. Преобладание в работе части дизайнеров творчества над продакшн.

К счастью, за последние несколько лет ситуация начала постепенно меняться. Российские дизайнеры теперь не только творят и самореализуются в своих коллекциях, но и думают над тем, кому и как они будут продавать свою продукцию.

4. Нестабильные экономические условия в стране.

Это, конечно, объективный фактор, который влияет не только на индустрию моды. Но важно понимать (тут мы возвращаемся к первому пункту), что чем больше рынок развит и организован, тем легче он переносит и спады производства, и колебания валютных курсов, и другие изменения.

*

5. Неохотное использование модным бизнесом digital-технологий, преобладание бумажной и ручной работы практически во всех бизнес-процессах – от заказов до складского хранения.

Западный рынок уже давно и активно использует digital-технологии, причем как в выстраивании бизнес-процессов, так и собственно в ритейле – покупателей развлекают и вовлекают в цифровую реальность бренда, что повышает продажи. Чем быстрее российский модный бизнес осознает необходимость и полезность внедрения digital-технологий, тем быстрее и успешнее пройдет перестройка и модернизация индустрии.

Андрей Волков - руководитель агентства стратегического маркетинга Nostrategy:

1. Кадры.

В первую очередь, это касается представителей самых распространенных в легпроме профессий: швей и конструкторов. Есть дизайнеры, модельеры, байеры, продвиженцы, только некому делать. Основные материальные и временные затраты связаны с физическим воплощением - производством одежды и обуви.

Быстро решить не получится и, к сожалению, дистанционное образование также не поможет научить и адаптировать. Помогут партнёрство бизнеса и государства, других государств, программы обмена опытом со странами, не только Италия, но также Китай, Малайзия, Южная Корея, страны Латинской Америки. Льготные условия для бизнеса, внутри и без образования ОЭЗ, могли бы привлечь не только иностранный трудовой и финансовый капитал.

2. Средства производства.

Нет кадров, соответственно, и нет станков. Ведь работать некому. Появятся люди, появится воля - машины и механизмы будут освоены.

3. Сырьевая база.

Российская промышленность очень сильно отстала. К сожалению, по стране есть только исключительные случаи, когда средние фабрики производят эстетичные, качественные или технологичные материалы. Ладно, технологичные, так и натуральные, органические, эко ткани дешевле импортировать.

Быстро проблема не решится. Самым эффективным стало бы предоставить внушительные преференции бизнесу, например, освободить от налогов на лет 10. Только так, дотируя, помогая деньгами, можно рассчитывать на возрождение отечественной ткацкой промышленности.

4. Гегемония импорта.

Получается, что в силу вышеперечисленного Россия на обочине, страна не производит ткани, не производит востребованную брендованную или, напротив, востребованную анонимную продукцию для массового покупателя. На одежду под российскими торговыми марками приходится не более 10 проц рынка.

5. Слабая национальная валюта.

Хороша для производителей, но тяжела для потребителей. Реальные доходы упали. Россияне вынужденно переключаются на потребление обуви и одежды низкого сегмента.

Спасибо электронной коммерции, бизнес берет на себя издержки, выравнивая уровень потребления с прежним.

Диана Джалалова – специалист по работе с молодёжью МММЦ:

1. В России слабо развита сетевая поддержка одних дизайнеров другими.Начинающие профессионалы не имеют связей и не представляют, как «достучаться» до определенных государственных структур или успешных известных модельеров. Когда молодые дизайнеры понимают, что одного таланта мало, энтузиазм к активным действиям у многих теряется.

2. Молодые дизайнеры боятся экспериментировать. Недавно Москву впервые посетили два немецких дизайнера авангардного бренда Howitzweissbach. Они стали спикерами на ART-семинаре для молодых дизайнеров в рамках проекта «Шифоньер» Московского молодёжного многофункционального центра (МММЦ). Создатели международного модного лейбла из Лейпцига – Эва Ховиц и Фридэр Вайзбах гостили в Москве несколько дней и за это время успели, в том числе, побывать в жюри Московского конкурса молодых модельеров (МКММ). Они познакомились с работами начинающих российских дизайнеров и утвердились во мнении, что слишком много молодых профессионалов, которые пытаются создавать обычную моду, для повседневности. Такие вещи, по словам немецких модельеров, не могут завоевать иностранные рынки.

3. Финансовая поддержка молодых дизайнеров государством осуществляется только под запрос.*Нет реально действующей программы продвижения талантливой молодежи в сфере дизайна.

4. Необходимо развивать внутреннее производство всех видов товаров. *Соответственно, вопрос машиностроения в области легкой промышленности должен стать наиболее актуальным. Для вытеснения иностранных товаров и продвижения отечественных дизайнеров должна присутствовать реальная конкуренция, а ещё вещи российского производства должны быть качественнее иностранных.

5. Доступ на обе московские Недели моды достаточно ограничен. Молодым дизайнерам как будущему мира моды с уникальным новым взглядом, новыми идеями необходимо предоставить какие-то привилегии, чтобы им было легче туда попасть.

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ