• Home
  • Novostee
  • Мода
  • ТОП-5 проблем фэшн-индустрии в России: (Ядерная, Ирбаиева, Степанов)

ТОП-5 проблем фэшн-индустрии в России: (Ядерная, Ирбаиева, Степанов)

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Мода

Конкурировать российским маркам с зарубежными фэшн-брендами по-прежнему тяжело. Несмотря на интерес и повышенное внимание к российским дизайнерам в условиях кризиса и западных санкций, производить одежду в нашей стране экономически нецелесообразно. Опрошенные FashionUnited эксперты и дизайнеры сходятся во мнении, что отсутствие сырьевой базы и непрестижность профессий конструкторов, швей сказываются на качестве выпускаемого продукта.

Дарья Ядерная, куратор интенсивного курса "Fashion стартап" в Британской высшей школе дизайна

1. Отсутствие сырьевой базы

В условиях ориентации на импортозамещение и рост интереса к российским дизайнерам, многие малые и средние компании, а также крупные компании готовы рассматривать варианты производства в России, однако фабрики не могут предложить достойного выбора сырья, которое бренд должен импортировать своими силами и за свой счет. Это сохраняет экономическую нецелесообразность производства в России по сравнению, например, с Китаем, где есть возможность на фабрике выбрать сразу и ткань.

2. Отсутствие связей между производствами и дизайнерами в широком смысле (то есть и брендами, разрабатывающими дизайн в масс-маркете тоже)

У нас нет отлаженного механизма взаимодействия дизайнеров и производств, каждый ищет производство самостоятельно и оценивает его качество и возможности самостоятельно, нет единой базы производителей, доступ к которой можно было бы получить оперативно.

3. Непрестижность и низкая информированность в отношении профессии швеи и конструктора

В нашей стране каждый хочет сразу стать дизайнером и никто не хочет работать на производстве, даже на высококвалифицированной должности материаловеда, конструктора или технолога. Множество оканчивающих колледжи и другие учебные заведения, которые готовят швей, предпочитают идти официантками или на другую работу, не требующую проф квалификации, но не идти швеей, считая эту работу непрестижной. необходима активная имиджевая работа, чтобы объяснять специалистам, что это сложный труд, красивый процесс работы с прекрасными тканями и швами, а также гарантированный достойный заработок, а не работа, сопоставимая с работой в сфере сервиса на низших позициях.

4. Отсутствие признанных всем рынком коммерческих условий взаимодействия

У нас не существует общепринятых условий оплаты/предоплаты, как в мировой практике, условий доставки и оформления, комплектации необходимых документов, сезонности и сроков поставки и так далее. В результате дизайнеры работают не коллекциями, а "модулями" или как придется, задерживают сроки поставок, не предоставляют правильно оформленной коммерческой документации, магазины в свою очередь категорически отказываются вносить какую-либо предоплату, даже минимальную, несут низкий уровень ответственности за выборку, которую делают, так как товар поступает в реализацию и в конце сезона его можно вернуть.

5. Отсутствие возможностей финансирования в широком смысле

Локальные возможности финансирования и привлечения грантов, субсидий, кредитов по льготной ставке и инвестиций у нас есть, однако это пока фрагментарно и адресаты такой помощи чаще всего не знают о том, что такие возможности у них есть или не осознают, каким образом этими возможностями воспользоваться. Кроме того, индустрия моды не является высокооборачиваемой и рентабельной сферой, как принято считать, и это отталкивает многих, кто имеет возможность инвестировать, привлекая их в другие, более быстрые с точки зрения дохода и доходности сферы.

Виктория Ирбаиева, дизайнер

1. Индустрия в принципе отсутствует. Есть отдельные предприятия в сфере производства, ритейла, дизайна, продвижения.

«Индустрия (по Ожегову, словарь) – Промышленность – Отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления».

В настоящий момент система, связывающие эти предприятия в единый рыночный организм, отсутствует. Попытки восстановления отдельных предприятий за счет государственных средств не приведут к созданию отрасли, обеспечивающей конкурентные продукты.

2. Нет достаточного количества качественных производств - нет конкуренции за заказчика, что приводит к низкому качеству пошива и несоблюдению сроков

Во многом, это ответственность марки - соблюдать уровень качества, соответствующий выбранному ценовому сегменту и не снижать планку, идя на поводу у производств. В настоящий момент существует категорическая нехватка небольших производств, а те что есть, не видят необходимости обеспечивать качество продукта, соблюдать сроки, пользуясь ситуацией дефицита производств для средних и мелких дизайнерских марок.

3. Снижение покупательской способности на фоне кризиса

Это приводит к снижению оборота у ритейлеров, уменьшению количества денег на закупки и откладыванию закупки коллекции впритык к началу сезона.

Такая ситуация усложняет для дизайнеров отшив коллекций для продажи - непрогнозируемо количество реальных заказов, период производства растягивается, что приводит либо к отшиву микро-партиями под подтвержденные заказы, либо к отшиву "на склад", что требует замораживания существенного количества финансов. Вложения оборотных средств "на склад" усложняет изготовление следующей коллекции, так как средства на ее создание должны поступать от продаж текущей или предыдущей коллекции.

4. Отсутствие современных тканей, материалов и фурнитуры российского производства

Это приводит к высокой доли стоимости материалов и фурнитуры в себестоимости изделий - закупка осуществляется в валюте (доллары, евро), необходимость закупать в большом количестве - если заказываешь у производителя, что не всегда оправдано с точки зрения прогнозируемого объема продаж.

Маловероятно, что эта проблема сможет быть решена в ближайшие десятилетия на уровне создания производств.

5. Дефицит профессионалов производственных профессий - конструкторов, технологов, швей, лаборантов, портных

Это приводит к тому, что качественный продукт создается с существенными затратами на редких высококлассных специалистов и отсутствует прогнозируемая стабильность качества в производственном процессе.

Кирилл Степанов, Директор по маркетингу и рекламе «РосЕвроДевелопмент»

1. Конкурентный рынок

Сегодня отечественным брендам и дизайнерам очень сложно конкурировать с иностранными марками. Определенное влияние на конкурентоспособность российских марок оказывает и отсутствие полноценной сырьевой базы, должного уровня производства и инвестиционной поддержки.

2. Сырьевая проблема

В настоящее время российская легкая промышленность не может обеспечить модную индустрию качественным сырьем в полной мере и на должном уровне. Созданные с применением последних технологий и эстетичные ткани натурального происхождения проще и экономичнее заказывать за границей. Для развития отечественного рынка необходимо в первую очередь привлечь в отрасль трудовой и финансовый капитал.

3. Производственная база

Производственная база в отрасли находится в непростых условиях, и для ее развития важно вернуть вопрос поддержки машиностроения, ткацкой и легкой промышленности в целом в повестку дня. Ряд шагов в этом направлении уже сделан: в частности, государство поддерживает политику возвращения престижности производственным, рабочим специальностям.

4. Распространение готовой продукции

Выведение российского fashion-сегмента на международный уровень ‑ в том числе задача ретейла, но главным критерием попадания продукции отечественных брендов в tenant mix крупных ТРЦ и корзину потребителей является ее высокое качество, поддерживаемое эффективными маркетинговыми коммуникациями на каждом этапе жизненного цикла. Однако этот результат труднодостижим без наличия базисных элементов: соответствующей сырьевой базы, налаженной инфраструктуры производства и логистики.

5. Экономический фактор

Безусловно, кризис повлиял на состояние модной индустрии в России, как и на другие сегменты экономики. Рынок сможет трансформироваться, а российские бренды ‑ стать конкурентоспособными только при наличии реальных изменений как в самой отрасли, так и смежных производственных сферах. Кроме того, сегодня важную роль играет и потребительский спрос. Необходимо помнить, что в кризисных условиях фокус покупателей смещается на более низкие сегменты.

ИНДУСТРИЯ МОДЫ