• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Девелоперы переориентировались на малоформатные объекты

Девелоперы переориентировались на малоформатные объекты

By FashionUnited

21 апр. 2022 г.

Ритейл

Construction work. Image: Pexels

Новая волна кризиса окончательно заставила девелоперов сделать ставку на малоформатные торгцентры. Средняя площадь заявленных к вводу в этом году в Москве объектов сократилась до 11 тыс. кв. м, оказавшись минимальной с 2014 года. В то время как крупные торгцентры из-за приостановки работы международных брендов потеряли до 30 проц трафика, посещаемость районных объектов снизилась всего на 5 проц. Основной поток покупателей в последних формируют продуктовые супермаркеты, интерес к которым стабилен, пишет “Ъ”.

Средняя площадь торгцентров, запланированных к вводу в Москве в этом году, составляет 10,9 тыс. кв. м — это минимальное значение с 2014 года и более чем в два с половиной раза ниже аналогичного показателя за прошлый год (25,7 тыс. кв. м). Такие данные в своем исследовании приводит Knight Frank. Консультанты поясняют, что все запланированные на этот год 22 торгцентра — объекты районного и окружного форматов, площадью менее 30 тыс. кв. м. Аналогичная тенденция прослеживается в регионах. Средняя площадь заявленных здесь на этот год торгцентров составляет 18 тыс. кв. м против 29 тыс. кв. м годом ранее, свидетельствуют расчеты Knight Frank.

Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева называет смещение активности девелоперов в пользу малоформатных торгцентров реакцией на рыночные тренды.

«На фоне дефицита ликвидных площадок и развития цифровых услуг площадь магазинов начала постепенно уменьшаться, а продуктовые сети — создавать форматы "у дома"»,— отмечает Хакбердиева.

Районные объекты, по словам эксперта, традиционно меньше зависят от экономических потрясений, обеспечивая более стабильный трафик и конверсию.

Справедливым этот тезис оказался и в контексте массового ухода с рынка зарубежных брендов. Согласно оценкам компании Focus Technologies, показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве в период 4–10 апреля сократился в среднем на 9 проц год к году. При этом для объектов крупного формата этот спад оценивается в 20–30 проц, а малого — всего в 3–5 проц. Средняя продолжительность визита при этом сократилась на 10–15 проц и 5 проц соответственно.

Устойчивость небольших объектов руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев связывает с тем, что основной поток их покупателей формируют продуктовые супермаркеты, посещаемость которых практически не сократилась. В структуре арендаторов торговой галереи районных объектов традиционно много операторов, специализирующихся на товарах первой необходимости, а международных брендов практически не было, поясняет эксперт.

Согласно оценкам Knight Frank, на долю арендаторов сегментов «развлечения» и «продукты» в районных торгцентрах действительно приходится в среднем по 21 проц от общего объема арендаторов.

В крупноформатных объектах эти значения ниже — 16 проц и 10 проц соответственно. Хакбердиева обращает внимание на то, что небольшие торгцентры способны поддерживать ограниченное число магазинов. «Например, наличие двух якорных арендаторов одного профиля приведет к "эффекту каннибализации" и частой ротации»,— говорит она.

Источник: “Ъ”