• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Доля вакантных площадей в ТЦ Санкт-Петербурга продолжит рост в 2015 г.

Доля вакантных площадей в ТЦ Санкт-Петербурга продолжит рост в 2015 г.

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

В 2014 году в Санкт-Петербурге начали работу всего два новых торговых комплекса – ТРЦ «Монпансье» (арендуемая площадь – 30,5 тыс. кв. м) и ТРК «Европолис» (60,5 тыс. кв. м). Таким образом, суммарный объем введенных качественных ТЦ по итогам года составил всего 91 тыс. кв. м, что является наименьшим показателем за последние пять лет, свидетельствуют данные компании JLL.

Согласно предварительному прогнозу экспертов JLL, снижение объемов ввода торговых центров продолжится и в 2015 году. На будущий год намечено открытие качественных объектов совокупной арендуемой площадью 42,4 тыс.квадратный метр, что лишь немного превышает минимальный, «кризисный» ввод 2009 года, когда на рынок вышло 40 тыс.квадратный метрм новых торговых центров. Такой низкий показатель является следствием переноса сроков ввода ряда объектов, запланированных изначально на 2015 год. На текущий момент в числе открытий будущего года фигурируют только 2-я очередь ТРК «Питер-Радуга» (27 тыс.квадратный метр), которая позволит этому комплексу существенно увеличить торговую галерею, а также первый в Петербурге аутлет-центр – Outlet Village Pulkovo, 1-я очередь (15,4 ты сквадратный ме м).

В текущих экономических условиях ритейлеры требуют снижения арендных ставок

Уровень вакантных площадей в действующих торговых центрах Петербурга к концу 2014 года достиг 6 проц, увеличившись за 4-й квартал на 0,5 п.п. При этом, как и прежде, в наиболее качественных объектах объем свободных помещений остается близким к нулю. Эксперты JLL прогнозируют дальнейший рост доли вакантных площадей в течение будущего года до 7,5 проц.

Андрей Амосов, глава офиса компании JLL в Санкт-Петербурге, прокомментировал: «На протяжении первых шести месяцев 2014 года на рынке торговых центров Петербурга наблюдалось снижение уровня вакантных площадей. Это было связано с отсутствием нового ввода, постепенным заполнением открытых в 2013 году объектов и поддержанием многими торговыми сетями планов по развитию. Однако с лета тенденция изменилась: ритейлеры оценили последствия санкций и влияние текущей макроэкономической ситуации на объем продаж и стали очень аккуратно подходить к вопросу экспансии. Поэтому, несмотря на малый объем ввода, мы прогнозируем дальнейший рост доли вакантных площадей. После Нового года следует ожидать роста цен на импортные товары под влиянием новых закупок по актуальному курсу валют, что приведет к снижению спроса прежде всего на непродовольственные товары. В результате можно прогнозировать освобождение площадей теми арендаторами, которые не найдут приемлемой схемы взаимодействия с собственником торгового центра».

В текущих экономических условиях ритейлеры требуют снижения арендных ставок или фиксации валютного коридора на уровне существенно ниже текущих значений доллара или евро для тех комплексов, где ставки номинированы в валюте. Девелоперы готовы рассматривать альтернативные варианты, включая заключение договора в рублях, фиксацию валютного коридора, привязку ставки к проценту от оборота. Процесс переговоров индивидуален, и в каждом случае принимается во внимание положение определенного ритейлера и успешность конкретной торговой точки, а также влияет желание девелопера удержать или привлечь магазин в комплекс. В любом случае речь идет об индивидуальном пересмотре условий аренды на четко определенный срок. Несмотря на общую тенденцию к снижению арендной платы, максимальные ставки в торговых центрах, по оценкам JLL, не изменились и остались на уровне 2 тыс. долл. за кв. м в год (без НДС и эксплуатационных расходов).

«В настоящий момент ритейлеры обладают более сильной позицией и пытаются добиться более комфортных условий по стоимости аренды на короткий срок. При этом необходимость переговоров вызвана исключительно динамикой курса валют, тогда как если говорить о продажах в торговых центрах, то реального падения показателя не наблюдается, фиксируется только снижение темпов его роста. Сегодня ритейлерам важно не упустить момент, ведь ситуация на рынке стабилизируется, что приведет к выходу отложенного потребительского спроса, но к тому моменту площадок для развития в новых ТЦ может не остаться, либо коммерческие условия в них будут значительно выше текущих», -. отмечает Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL.

торговый центрCa