• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • #ФизикаМоды с Дарьей Ядерной: август

#ФизикаМоды с Дарьей Ядерной: август

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Люди будут одеваться и в кризис. Но хватит ли нового товара на всех? Ритейлерам нужно срочно решать вопросы с закупками. А что будет с ценами на одежду, об этом в нашей традиционной рубрике рассказывает эксперт Дарья Ядерная.

Август – традиционно непростой месяц для российской экономики, стоит вспомнить август 1998 года. Ну что ж, в этом году, кажется, обошлось, хочется сказать, ведь девальвации рубля не произошло. Вернее, говоря корректно, не произошло необратимой трагической девальвации рубля, которая сопровождается дефолтом. Среднегодовой курс доллара, однако, вырос за последний год на 100 проц, даже простому покупателю очевидно, что 34 рубля за доллар в конце июля 2014 и 70 рублей за доллар в августе 2015 – это кардинально значимое отличие. Свободное падение рубля продолжается. Не вдаваясь в макроэкономические подробности того, почему это происходит и возможно ли это остановить, поговорим о практических последствиях, которые это имеет для ритейлеров в индустрии моды.

Размещение заказов в России пока остается сложным

Во-первых, серьезно страдают возможности размещения заказов за рубежом. Критическим является не только сам рост курса, но и его непредсказуемый характер. Индустрия моды опирается на планирование коллекций за сезон – за 6 месяцев как минимум, заранее вносятся и оплаты. В ситуации, когда бюджетирование коллекции невозможно в принципе, как выстроить ценовое позиционирование, вернее даже – как в него вписаться? Предпринимаются отдельные попытки зафиксировать цены в рублях или по кросс-курсу на настоящую дату, однако они пока достаточно миноритарны и доступны не всем поставщикам. Если в прошлом сезоне крупные игроки с учетом негативной конъюнктуры просили об отсрочках платежа, планируя оплатить впоследствии по более выгодному курсу, сегодня такие схемы отвергаются самими компаниями, поскольку нет понимания о том, каким будет курс в будущем. Размещение заказов в России пока остается сложным, это – тема для отдельного поста, и даже не одного.

Коллекции осени-зимы 2015 года имеют все шансы оказаться не столь дорогими

Во-вторых, сам вопрос цен на продукцию. Очевидно, что девальвация ведет к росту цен на импортную продукцию, а 67 проц одежды, обуви и аксессуаров на российском рынке – все еще зарубежного происхождения. Тем не менее, опыт весны-лета 2015 года показывает, что компании опасаются переносить весь рост своих издержек на покупателей. Средние цены на коллекции в начале 2015 года выросли на 25-30 проц, редкие игроки позволили себе 40-50 проц, и в большинстве случаев это не привело к хорошему результату. Осенний сезон получил небольшое преимущество, так как предоплаты были внесены в марте-апреле, когда курс находился на минимальном уровне этого года. Конечно, оплаты основных сумм пришлись на май-июнь, тем не менее, кто не задерживал оплаты до августа, успел до начала очередного «вползания» рубля в дно. Следовательно, коллекции осени-зимы 2015 года имеют все шансы оказаться не столь дорогими, как того сейчас опасаются. Среднее повышение цен по рынку не превысит 15 проц, возможно, меньше, повышение будет более значительным по сравнению с осенью-зимой прошлого года, но все же не превысит 20 проц, что не сопоставимо со 100 проц изменением курса.

Проблему с отсутствием нового товара решать придется всем

С другой стороны, проблема, с которой сталкиваются ритейлеры – это дефицит товара, о котором предупреждали эксперты еще в начале года. Опасаясь схлопывания рынка и чрезмерного роста курса, многие компании разместили сокращенные заказы на будущий сезон, и теперь пожинают плоды. Отсутствие достаточного количества товара, закупленного по курсу, который уже теперь (а дальше – больше) кажется не таким уж высоким, закладывает фундамент для будущих проблем. Как верно недавно заметил Эдуард Остроброд в интервью Деловому Петербургу, люди будут одеваться и в кризис – вопрос состоит в том, кто будет их одевать, если все привезут мало одежды? И это сейчас наиболее острая проблема, требующая неотложного решения, будь то в виде размещения дополнительных заказов и подсортировки, задействования складов, если таковые еще остались, закупки готовых коллекций, в том числе разорившихся коллег по цеху, и так далее. Все зависит от бизнес-стратегии и бюджетного ограничения на закупку и курс, по которому ее возможно производить. Тем не менее, проблему с отсутствием нового товара решать придется всем – рано или поздно. И август только обострил эту ситуацию, показав, что если мы опускаемся на дно, то возможностей закупать дальше по более выгодным условиям уже не будет, так что актуален как никогда вопрос «что делать»? и вопрос этот осложняется тем, что делать надо быстро. Пока еще не поздно.

#ФизикаМоды с Дарьей Ядернои