• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Индекс доверия потребителей в России упал до минимума за 15 лет

Индекс доверия потребителей в России упал до минимума за 15 лет

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Индекс потребительского доверия в России опустился за II квартал 2020 г. до 62 пунктов – на 4 пункта по сравнению с I кварталом и на 6 пунктов по сравнению с IV кварталом 2019 г., т. е. периодом до пандемии COVID-19. Об этом говорится в совместном исследовании потребительского доверия The Conference Board и Nielsen. Это низкий показатель: 62 пунктам он был равен лишь однажды – в I квартале 2019 г., в остальные периоды наблюдений в течение 15 лет он был выше. Об этом пишут "Ведомости".

Индекс показывает отношение потребителей к экономической ситуации, их ожидания на ближайший год, его максимально возможное значение – 200 баллов. Он основан на интернет-опросе 33 000 респондентов в 68 странах. Мировые значения индекса выше, но опустились заметнее: на 14 пунктов до 92 в среднем по миру и на 12 пунктов до 74 в Европе. Россия занимает 61-е место по этому показателю в мире. Еще ниже он, например, на Украине, в Белоруссии, Италии.

Траты на одежду и обувь во II квартале оказались на 58 проц ниже, чем в прошлом году

В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс: оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие шесть месяцев, во II квартале 2020 г. сократилось на 10 п. п. до 23 проц по сравнению с IV кварталом 2019 г. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась на 3 п. п. до 17 проц.

Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутило большинство стран во всем мире, поэтому снижение индекса потребительского доверия не стало сюрпризом, говорит директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Марина Волкова. Часть людей потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале опрошенные были обеспокоены состоянием экономики: доля таких респондентов увеличилась на 20 п. п. в сравнении с IV кварталом 2019 г. – до 39 проц. Среди других поводов для беспокойства респонденты назвали состояние здоровья (30 проц, минус 3 п. п.), увеличение цен на продовольствие (29 проц, плюс 1 п. п.) и т. д. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6 до 17 проц, указывает Волкова. По ее мнению, это может говорить о том, что пессимистичный настрой не продлится долго.

Nielsen также отмечает, что в период самоизоляции потребительское поведение изменилось: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в одежде и отпусках.

Траты на одежду и обувь во II квартале оказались на 58 проц ниже, чем в прошлом году, при этом средний чек покупки увеличился на 2 проц до 2331 руб., по данным «Платформы ОФД». Продажи обуви во II квартале 2020 г. меньше аналогичных показателей прошлого года на 60 проц в натуральном выражении, поскольку из-за пандемии коронавируса непродовольственный ритейл открылся лишь в июне, говорит владелец Zenden Group (бренды Zenden, Thomas Munz и Mascotte) Андрей Павлов. После открытия был прирост продаж: сработал отложенный спрос, к тому же торговля началась с распродаж, продолжает он.

«Эффект отложенного спроса в Москве уже идет на спад, а в регионах продажи пока растут, потому что там магазины только начали открываться», – говорит президент Finn Flare Ксения Рясова. По ее словам, средний чек во II квартале вырос на 37 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общие продажи в натуральном выражении сократились на 55 проц из-за закрытия розницы: в апреле – мае были только онлайн-продажи. При этом интернет-продажи выросли – на 24 проц за II квартал по сравнению с таким же периодом прошлого года.

По итогам 2020 г. Павлов не ждет снижения продаж к прошлому году. «Спрос начнет расти к ноябрю», – считает Рясова.

Источник: "Ведомости"

Фото: "Обувь России"

одежда
траты