• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Из-за ремонта в центре Москвы фэшн-ритейлеры теряют выручку

Из-за ремонта в центре Москвы фэшн-ритейлеры теряют выручку

By Galina Utesheva

loading...

Ритейл

Рестораторы и ретейлеры, работающие на перекопанных улицах в центре Москвы, рассказали РБК о резком снижении числа покупателей и падении выручки. Некоторые из них все же надеются, что реконструкция улучшит ситуацию с потоком клиентов в будущем.

Большинство реконструируемых в рамках программы «Моя улица» территорий находятся в пределах Садового кольца, и многие из них являются так называемыми торговыми коридорами. Картографический сервис 2GIS подсчитал для РБК, что только на 30 улицах, где сейчас ведутся работы, включая Тверскую, Большую Садовую, Полянку, Якиманку, Таганскую, Знаменку, Никитский и Новинский бульвары, Театральный проезд, Смоленскую площадь и другие, по состоянию на конец июня находилось 698 ресторанов, одежных и продовольственных магазинов.

Их совокупная площадь минимум вдвое больше крупнейшего в Европе торгово-развлекательного центра «Авиапарк», расположенного на 230 тыс. кв. м. Консалтинговая компания «Магазин магазинов» смогла проанализировать 11 улиц, попавших под реконструкцию, и насчитала там 394,6 тыс. кв. м торговой недвижимости.

Выручка просела на 15-20 проц

По количеству кафе и ресторанов соревнуются Тверская улица и Новый Арбат — 67 и 68 точек соответственно. Больше всего одежных магазинов расположено в Театральном проезде и на Новинском бульваре — 51 и 48. Продовольственными магазинами центр Москвы насыщен слабо, на трех десятках изученных улиц их всего 22.

Если на большинстве улиц работы ведутся небольшими участками, то за Тверскую власти взялись серьезно: на время выходных в конце мая они полностью перекрыли движение автомобилей, в последующие недели движение автотранспорта было ограничено тремя полосами в каждую сторону, а в ночное время с 6 по 9 июня — двумя (до реконструкции было пять полос). Благоустройство участка улицы протяженностью 1,3 км между Манежной и Пушкинской площадями закончится только в конце августа.

Замеры, проводимые специалистами Watcom Shop Mechanics на улицах с затрудненным пешеходным движением, показывали, что ограничение входа снижает трафик в среднем на 20 проц. «Движущийся поток очень чувствителен к ограничениям, как только есть какая-то преграда, люди просто обходят это место и могут не замечать ни магазин, ни ресторан», — поясняет управляющий партнер Watcom Дмитрий Неткач.

По словам руководителя отдела стрит-ретейла московского офиса JLL Юлии Назаровой, в зависимости от расположения помещения продажи ретейлеров на ремонтируемых улицах могли упасть на 30–50 проц, имеет значение близость к метро и наличие рядом паркинга.

По данным «Магазина магазинов», в будни пеший трафик на Тверской составляет около 25 тыс. человек в день, в выходные снижается до 18 тыс. «Программа негативно сказалась на продажах нескольких ретейлеров, чьи площадки расположены на Тверской, в целом выручка просела на 15 проц», — утверждает сотрудник одного из сетевых ретейлеров, специализирующихся на продаже электроники. За время реконструкции трафик и выручка магазина мужской одежды Henderson, по словам представителя компании Анастасии Недорезовой, просели на 20 проц.

«Моя улица»

Идея благоустройства московских улиц по единому плану возникла в середине 2014 года; ответственным за исполнение программы, получившей название «Моя улица», стал департамент капитального ремонта, подведомственный заместителю мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петру Бирюкову.

В 2016 году по этой программе должны быть отремонтированы 52 улицы в историческом центре, семь въездных групп на пересечении МКАД и шоссе и 14 площадей возле станций метро. Для сравнения, в прошлогодней кампании по благоустройству участвовали 47 улиц. Большая часть работ должна быть произведена с мая по август.

До 2018 года на благоустройство по программе «Моя улица» столичные власти планируют потратить более 120 млрд руб. Согласно концепции, рабочие в городе расширяют тротуары за счет сужения проезжей части, ремонтируют фасады домов, организовывают подсветку, скверы и оборудуют газоны, а также высаживают деревья и кустарники.

Спасительные паркинги

По мнению президента компании Vassa & Co Владислава Грановского, центр Москвы превратился в стройплощадку, непригодную для работы магазинов. «Кого волнует, что магазины загнутся? Как цветок, который не поливают три дня, завянет, так и магазин, в который покупатели не могут попасть четыре месяца, умрет», — убежден предприниматель. Программа «Моя улица» затронула два бутика Vassa & Co — на Никитском бульваре и на Большой Якиманке.

Снижение трафика отметил и сотрудник косметической сети «Иль де Ботэ», магазин которой расположен на Тверской. «Но показатели одного магазина не окажут влияния на результаты компании. Кроме того, тягу к прекрасному российских женщин, особенно к декоративной косметике, не остановят никакие раскопки на улицах», — шутит он.

Наличие подземной стоянки дает шанс пережить городские строительные работы без особых потерь. У флагманского магазина «Детский мир» на Воздвиженке поток покупателей почти не изменился, утверждает представитель ретейлера Надежда Киселева: «Большая часть работ проходит на стороне улицы с нечетными номерами домов и по прилегающему к нашему магазину Большому Кисловскому переулку. Сократилось количество парковочных мест на прилегающих переулках, но покупатели могут воспользоваться подземной парковкой, расположенной в здании».

Арендодатели пошли на уступки

Грановский считает, что, если бы властям было дело до бизнеса, «они бы договорились с собственниками [зданий], чтобы как-то компенсировать аренду». Многие арендодатели делали послабления арендаторам на период ремонта, понимая, что этот процесс может негативно повлиять на продажи, рассказал один из собеседников РБК: его магазин на Тверской получил скидку. Сегодня стоимость аренды на Тверской, по данным компании Knight Frank, в среднем составляет 80–160 тыс. руб. за 1 кв. м в год.

Представитель Henderson также сообщила, что арендодатель согласился на дисконт по аренде, «достаточный для того, чтобы компенсировать снижение выручки». Мягкая рента сохранится до момента, пока ретейлер не восстановит привычный трафик.

По мнению директора направления стрит-ретейл Knight Frank Виктории Камлюк, на время проведения строительных работ арендаторы могут просить скидку в размере 10–20 проц от обычной платы. У некоторых компаний, которые уже сталкивались с подобными ситуациями, в договорах есть пункты о снижении стоимости аренды на время ремонтных работ и ограниченного доступа к помещению, говорит Назарова.

Но договориться о снижении цены удается не всем. «Проблемы индейцев никого не интересуют», — шутит совладелица сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман. По ее наблюдениям, в случае стрит-фуда перекопанная улица и строительные работы перед входом в заведение неизбежно приводят к падению трафика на 50 проц и больше, при этом выпросить у собственников скидку или «каникулы» практически нереально. «В прошлом году, когда перекопали Бронную, выручка нашей кофейни упала в 2,5 раза, — вспоминает Цфасман. — Точка в ЦДМ [Центральном детском магазине], безусловно, страдает, но там падение на 30 проц. Это все-таки торговый центр, который сам по себе привлекает трафик», — заключает она.

Источник: РБК

Фото: РБК

ритейлер
тверская
выручка
Scroll down to read more