• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • На российском модном рынке не осталось свободных ниш

На российском модном рынке не осталось свободных ниш

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл |Аналитика

Сегодняшний российский рынок индустрии моды плотный, конкурентный, консолидированный, говорить о свободных нишах не приходится», - об этом в своем выступлении на Экономическом форуме индустрии моды в Санкт-Петербурге рассказала Ануш Гаспарян, директор центра"Менеджмент и коммуникации в индустрии моды" НИУ ВШЭ.

На смену «щедрому и импульсивному» покупателю пришёл «рациональный и экономный»

По словам эксперта, после кризиса 2008 года рынок структурировался, снизились темпы роста, и в то время кризис 2014 обрек нас находиться внутри сберегательной модели потребления. Сложная политическая обстановка, санкции, нестабильный рубль и как следствие рост цен привели к падению доходов населения, непредсказуемости личных доходов и сформировали новый тип российского потребителя. Еще 5 лет назад люди достаточно легко расставались с «лишними» деньгами, совершали эмоциональные покупки, быстро и спонтанно принимали решения. Но вот уже 4 года, как на смену «щедрому и импульсивному» покупателю пришёл «рациональный и экономный». «Все теперь зависит от потребителя. Успешный ритейл определяется спросом, и именно он диктует правила игры», - заявляет Ануш Гаспарян. Остановка роста рынка розничной недвижимости также подтверждает стагнацию рынка на фоне низкой покупательской активности. 2017-2018 годы были беспрецедентными с точки зрения открытия новых торговых центров, на рынке много пустующих площадей. В 2017 году в Москве не было открыто ни одного торгового центра.

С 2014 года по первую половину 2018 года цены выросли в среднем на 34,6 проц, располагаемые доходы населения упали. Психологический показатель «индекс потребительской уверенности», начиная с 2016 г растет, что является позитивным моментом. Это не означает, что люди стали лучше жить. Это просто эффект привыкания к более низкому качеству жизни. Можно сказать, что за время последнего кризиса россияне уже привыкли к необходимости жесткой экономии на покупках, к дороговизне импортных товаров и научились планировать расходы. Как результат, потребители сократили планы своих покупок во всех категориях, за исключением образования, медицины и одежды.

Кстати, интересен тот факт, что фактические траты на одежду в 2017 г превысили запланированные, так как бесконечно донашивать предметы гардероба невозможно. При грамотной маркетинговой работе ритейлеров стимулировать спрос даже при отсутствии планов купить что-то из-за недостатка средств всё-таки возможно. Тем не менее, спрос на одежду сократился, а чувствительность к ценам возросла. Нижний ценовой сегмент на российском fashion-рынке за период с 2014–2018 гг. вырос с 51 до 65 проц в денежном эквиваленте за счет среднего сегмента, который сократился соответственно с 39 до 25 проц (среднему сегменту приходится тяжелей всего), с верхним же сегментом в период кризиса ничего не произошло – доля его осталась неизменной, это 10 проц: как правило, в кризисы обеспеченные потребители страдают меньше остальных.

Возвращения к докризисным возможностям у россиян пока не ожидается

Помимо экономности, покупатели стали более вдумчивыми и рациональными, «ценность» новой одежды и привычка баловать себя, совершать импульсивные покупки и «перетрачивать» на свой гардероб уходит в прошлое. Люди научились соизмерять свои траты на одежду со своими реальными доходами и возможностями. Во многом это связано с тем, что за последнее десятилетие люди со средними и невысокими доходами познакомились с системой долгосрочного планирования и кредитования покупок квартир, автомобилей, техники. И если 10 лет назад люди тратили до 8-10 проц располагаемого дохода на одежду, то сейчас не только сократился бюджет на покупки, но и доля трат на обувь и одежду сократилась до 3-4 проц, так как у большинства людей появились ежемесячные обязательства по кредитам и различные долгосрочные планы, требующие сбережений. Совершая выбор, они хотят быть уверены, что получили максимально возможную выгоду.

Возвращения к докризисным возможностям у россиян пока не ожидается. Если положительная динамика в 2018 г. и случится , то в основном за счет опережающего роста канала интернет-торговли.

Объем локального рынка интернет-торговли одежды, обуви и аксессуаров в России в 2017г. составил 5-8 проц от всего fashion рынка. В товарной структуре рынка интернет-торговли одежда и обувь находятся на втором месте после бытовой техники. Это значительно ниже, чем в Европе и США. Именно здесь и находится основной потенциал для роста продаж в ближайшей перспективе. Прогнозная динамика на 2018 - 2019 годы – онлайн-торговля будет занимать 12 проц против предшествующих 8 проц.

Существующая ситуация привела к формированию новых трендов на рынке ритейла. Фундаментом нового подхода является акцент на «демонстрацию выгод» - рациональные аргументы о преимуществах товара, акцент на экономии средств, времени и усилий при совершении покупки.

Фото: Fashion Consulting Group

одежда
рынок