• Home
  • Новости
  • Ритейл
  • Объем новых ТЦ в России может вернуться к допандемийным показателям

Объем новых ТЦ в России может вернуться к допандемийным показателям

By Galina Utesheva

25 нояб. 2021 г.

Ритейл

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2021 года на рынке торговой недвижимости России (исключая Москву). Согласно полученным данным, объем предложения пополнился 16 новыми торговыми объектами с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. При этом суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88 проц выше аналогичного показателя 2020 года и на 1 проц выше введенных торговых площадей в 2019 году.

В 2021 году в городах России (за исключением Москвы) было введено 16 объектов торговой недвижимости с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. В топ-3 крупных реализованных проектов года входят ТРЦ «Планета» в Перми (GLA: 83 тыс. кв. м), ТРЦ «Рамус Молл» в Нижнекамске (GLA: 78 тыс. кв. м) и ТРЦ VEER Mall в Екатеринбурге (GLA: 76 тыс. кв. м).

Суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88 проц выше аналогичного показателя 2020 года и на 1 проц выше введенных торговых площадей в 2019 году, причем пять из 20 реализуемых торговых центров имеют арендопригодную площадь более 40 тыс. кв. м. Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ПФО, УФО и ЦФО.

Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ЦФО, ПФО и УФО (410, 282 и 145 тыс. кв. м соответственно). Примечательно, что СКФО также вошел в топ-5 (благодаря открытию ТРЦ «Грозный Молл» в Грозном, GLA: 59 тыс. кв. м).

Тенденции и прогнозы

Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики ТО и действия скидок для арендаторов.

Девелоперская активность постепенно уходит в региональные города областного значения и в города с населением менее 1 млн человек. Так, в региональных городах России (исключая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург), более 50 проц нового объема предложения 2021 года относится к городам с населением менее 1 млн человек.

ТЦ как места проведения досуга, встреч и получения эмоций. Рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ.

Согласно заявленным планам девелоперов, суммарный объем нового ввода торговой недвижимости в России в 2022 году может достичь 869,9 тыс. кв. м торговых площадей.

Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В 2021 году мы продолжаем ощущать сильное влияние пандемии на отрасль. Во многих регионах вход в торговые центры возможен только по QR-коду, что сказывается на трафике и оборотах, а после крайне тяжелого 2020 года это все очень болезненно для бизнеса. С учетом текущей ситуации реализация проектов, которые были заявленные к вводу в 2017-2018 гг., – это уже необходимость. При этом есть позитивные тренды – открытие новых объектов торговой недвижимости, выход новых брендов, быстрый возврат людей в ТЦ после снятия ограничений и другие. Все это позволяет надеяться на то, что как только ситуация с пандемией будет взята под контроль, рынок торговой недвижимости сможет восстановиться в течение года».

Фото: Crocus Group