• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Одежные ритейлеры ощутили кредитный дефицит

Одежные ритейлеры ощутили кредитный дефицит

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Кредитный дефицит обернется дефицитом товарным прежде всего в регионах, а эксперты ждут банкротств и поглощений — ритейлеры зависят от банков как никогда, пишут «Известия».

Целый ряд крупнейших непродовольственных ритейлеров уже не могут закупать новые партии товаров в кредит, как привыкли за годы стабильности, — банки отказываются выдавать и пролонгировать ссуды. Поставщики тем временем перешли на предоплату, как в 1990-х. Участники рынка рассказали «Известиям», что эта ситуация носит массовый характер.

Спортмастер: Некоторые банки отказывают в кредитах, мы вынуждены искать другие способы

По понятным причинам о собственных проблемах ритейлеры предпочитают официально не говорить, но, как сообщают источники, проблемы с кредитованием поставок есть у таких сетей, как «Эльдорадо», «ЦентрОбувь» и других заметных игроков.

Представители сети магазинов «Спортмастер» официально признали, что у них возникли проблемы с привлечением кредитов. «Мы работаем в едином поле с остальными ритейлерами, поэтому тоже сталкиваемся с этой ситуацией. Некоторые банки отказывают в кредитах, мы вынуждены искать другие способы. Это уже не единичные случаи, а тенденция», — сообщил пресс-секретарь «Спортмастера» Ренат Халиуллин.

Наиболее уязвимыми оказались компании, торгующие бытовой техникой. «Продавцы бытовой техники — нестабильные арендаторы: мы не понимаем, как будут меняться обороты. В рублях, возможно, оборот вырастет, просто потому что цены подняли, но продавать больше не станут, значит, в валюте выручка упадет. Тем более что техника — не предмет первой необходимости. Я бы за зону риска вывел только продуктовый ритейл, детские товары и уже потом дешевую одежду», — говорит Павел Анисимов, замдиректора департамента торговой недвижимости агентства S.A. Ricci.

Как он отметил, ряд компаний уже сделали выводы и начали экономить еще в прошлом году. В частности, Media Markt отказался от планов по развитию в России на этот год и взял курс на жесткую оптимизацию. В «Эльдорадо» и «ЦентрОбуви» комментариев не предоставили.

Чтобы получить товар, ритейлерам надо рассчитаться по старым долгам. «Это происходит повсеместно. Кому-то решительно предлагают сначала погасить кредит, а потом получить новый, а кому-то, у кого пролонгируемая линия кредита, предложили поднять процентную ставку, оба варианта достаточно пагубно сказываются на сетях, — говорит Анисимов. — В результате торговые сети вынуждены переходить в режим экономии и уже замораживают планы по развитию. У меня из-за этого одна довольно крупная сделка встала. Даже если в ближайшее время проблемы с кредитом удастся решить, потом потребуется еще несколько месяцев, чтобы заново скорректировать стратегию развития. Думаю, при оптимистическом сценарии пауза на рынке будет 4–6 месяцев».

Иностранные поставщики отказываются отпускать товар без предоплаты. «Такая ситуация возникла у бытовой техники, у продавцов одежды. Наш рынок китайцам уже мало интересен, поэтому они уже не рискуют и сотрудничают только по системе предоплат, — говорит Александра Романенко, старший консультант компании «Магазин магазинов». — В наиболее тяжелом положении оказались индивидуальные предприниматели, которые до сих пор в регионах занимают значительную долю на прилавках. Думаю, через пару месяцев региональные торговые центры и рынки значительно опустеют. Обанкротятся в первую очередь те, у кого и раньше проблемы были. Возьмем «Дикую орхидею», у этой сети и до кризиса были проблемы, не было активной стратегии развития, сейчас, мы видим, они закрывают магазины, уходят из уличного ритейла и будут просто стараться выжить в этот период».

Эксперт: Чей-то бизнес обрушится как карточный домик, начнутся банкротства и поглощения компаний

В группе компаний «Розтех», управляющей магазинами «Дикая орхидея», не смогли оперативно ответить на запрос «Известий». Как отметил Денис Соколов, управляющий партнер Cushman & Wakefield, если раньше было нормальным брать товар в кредит и развитие шло за счет них, то сейчас эта модель уже не работает, поскольку из-за колебаний курсов валют возникают кассовые разрывы. Теперь сетям надо разрабатывать новые правила, и последствия для торговли будут самые неприятные.

«Кассовые разрывы приведут к пустым полкам. Чей-то бизнес обрушится как карточный домик, начнутся банкротства и поглощения компаний, — говорит Андрей Новиков, управляющий директор отдела рынков капитала инвестиционно-консалтинговой фирмы CBRE.

Сами торговые сети могут в какой-то мере оказаться в собственности у кредиторов или других владельцев, как случилось с группой «Связной» (теперь контроль у Олега Малиса, брата главы «Евросети» Александра Малиса). Впрочем, как успокаивают эксперты, большинство банков не заинтересовано в работе с непрофильными активами, поэтому готовы искать пути решения проблемы.

«Также можно предположить, что ритейлеры попытаются решить проблемы за счет поставщиков, например, увеличат срок оплаты. Объем проблем зависит от величины кредитного плеча (отношение объема своих денег к заемным) и степени доверия поставщика. Всё в каждом конкретном случае будут решать банки — они смогут обанкротить сети, а смогут, наоборот, их поддержать», — добавил Новиков.

одежда