• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Петербургский рынок школьной формы вырос на 17 проц, до 2,4 млрд руб

Петербургский рынок школьной формы вырос на 17 проц, до 2,4 млрд руб

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Объем рынка школьной формы в Петербурге начал расти в 2013 году, после того как форма стала обязательной. Однако проблем в отрасли немало: производители не могут закупать отечественные материалы и вынуждены повышать цены из–за падения рубля, на рынке много контрафакта, а большую часть заказов, как признаются участники рынка, выполняют по устной договоренности с родительскими комитетами, пишет DP.ru.

Директор трикотажной фабрики "Элком" Анатолий Симанов рассказывает, что его компания активно участвует в обсуждении сырьевой проблемы с чиновниками, но материалов все равно не хватает. В этом году компании пришлось повысить цены примерно на 10–15 проц. "Мы старались удержать цены, и большего повышения удалось избежать только благодаря запасам пряжи", — поясняет он. Анатолий Симанов добавляет, что в Ленобласти проблем с формой еще больше — ретейлеры не могут обеспечить нужное количество одежды разных размеров, и родители вынуждены сами искать подходящих производителей.

Прямые и непрямые поставки

В Петербурге более 30 производителей школьной формы. Среди лидеров рынка — ЗАО "Швейная фабрика "Салют", ОАО "БТК групп", ООО "Союзтрикотаж", фабрика "Элком", компания "Маленькая Леди" и др. Объем рынка в этом году оценивают примерно в 2,4 млрд рублей — на 17 проц больше, чем в прошлом году. При этом растут более крупные производители, а небольшие компании не выдерживают конкуренции.

Например, ООО "Русинка" с прошлого года не производит, а только продает школьную форму, в этом году закрылось ООО "Калинка" — производитель формы и детского трикотажа.

Рост рынка объясняют повышением цен, но и спрос, несмотря на кризис, не падает. В основном родители покупают не один, а два комплекта формы. Учредитель петербургской компании Briton Нина Алексеева видит потенциал и в рынке спецодежды для преподавателей — ее компания уже выполнила несколько подобных заказов от частных школ.

В этом году, по данным Минпромторга, в связи с падением рубля стоимость импортной школьной формы выросла на 40 проц. В ведомстве сообщают, что цена на форму отечественного производства растет на уровне инфляции (около 12,2 проц). При этом только 44 проц производителей используют для пошива преимущественно российские материалы, а полностью из отечественного сырья форму не производит никто. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов отмечает, что в структуре потребительских цен на школьную форму до 2/3 составляют наценки посредников, но в 2015 году впервые основным каналом сбыта для швейников стали прямые поставки формы школам (38 проц рынка). В 2013 году, по разным данным, 70–80 проц рынка приходилось на ретейлеров. Однако прямыми эти поставки назвать нельзя: как рассказывают петербургские производители, со школами договоры не оформляют, а о ценах, размерах и объемах поставки договариваются устно с родительским комитетом. В большинстве регионов местное законодательство запрещает школам собирать с родителей деньги, и администрации боятся заказывать форму самостоятельно.

Качество и количество

Согласно исследованию Национального союза производителей школьной формы, более половины одежды, которую предлагают российские ретейлеры (130 образцов из 176 исследованных), не соответствует нормам Технического регламента ТС товаров для детей и подростков. Участников рынка такая статистика не удивляет. Гендиректор ООО "Русинка" Татьяна Черногор рассказывает, что родители обычно не понимают разницы между полушерстью и поливискозой и при выборе формы руководствуются в основном ценой и внешним видом. "Очень часто, поискав среди российских компаний, покупатели выбирают турецкие фирмы с более дешевой, но другого качества продукцией, — сетует предпринимательница. — Хотя в конечном итоге спрос все равно есть и, скорее всего, сильно падать не будет: на детских вещах и одежде люди экономят в последнюю очередь".

Елена Морозова, директор трикотажной фирмы "Текселен": "После того как форма стала обязательной, на этот рынок решили выйти многие компании, которые делали мужские костюмы, спецодежду, — и конкуренция стала выше. При этом цены на материалы продолжают расти, даже когда рубль начинает укрепляться, а то, что дешевле, обычно хуже по качеству. Наш магазин при производстве сейчас стал популярнее просто потому, что у ретейлеров более высокие цены. Даже китайские костюмы для нашего рынка стали дороговаты, на этом фоне появилось больше белорусских брендов. Сейчас рабочая группа при МЭР разрабатывает и описывает стандарт формы, и туда из всех трикотажных изделий вошли только жилеты. Но трикотаж для школьников гораздо удобнее, и это поняли во всем мире — посмотрите хотя бы Гарри Поттера, они все ходят в вязаных жилетках".

Источник: DP.ru

школьная форма