• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Продавцы роскоши могут лишиться половины своих клиентов

Продавцы роскоши могут лишиться половины своих клиентов

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Петербургские продавцы товаров и услуг сегмента luxury заговорили о наступлении оттепели. После резкого падения спроса, произошедшего вместе с девальвацией рубля, продажи снова начали расти. За последние три месяца они не только вышли на уровень 2013 года, но и на 5-10 проц превысили докризисные показатели. Впрочем, как считает эксперт Северо-Западного института управления РАНХиГС, наступившая оттепель, скорее всего, будет очень недолгой.

Мигрирующая середина

Об улучшении экономических показателей РБК Петербург рассказали представители компаний из разных сфер, ориентированных на состоятельного покупателя. Характерно, что падение спроса, наблюдавшееся в начале кризиса, происходило в основном за счет потребителей уровня «средний++» (верхний сегмент среднего класса), которые составляли значительную часть клиентуры luxury.

«Представители сегмента «средний++», которые в докризисное время тяготели к потреблению товаров luxury, стремясь подчеркнуть свой статус, с наступлением кризиса резко сократили траты», — объясняет этот процесс профессор кафедры стратегии, территориального развития и качества жизни Северо-Западного института управления РАНХиГС Алексей Балашов.

Психологическая весна

Руководители компаний, работающих в сегменте luxury, полагают, что причины спада потребления были не только финансовыми. «Сокращение было связано больше с психологией, чем с экономикой, — уверены участники рынка. — Изменения во внешней среде порождают неустойчивость внутренней психической реальности — человек воспринимает ситуацию как угрозу своему экономическому выживанию. А сейчас мы видим, что система внутренней психической реальности наших клиентов пришла в равновесие».

По мнению экспертов, нынешний кризис с точки зрения влияния на поведение потребителей, скорее всего, повторит сценарий 2008-2009 годов. Если сравнивать с 2008 годом, то на этот раз для сектора услуг оттепель наступила раньше, чем в 2008 году, хотя тот кризис психологически был гораздо тяжелее и выглядело все это пугающе, а сейчас мы уже более спокойны, поскольку знаем, как будет развиваться ситуация, говорят они.

По законам сжатия

Однако Алексей Балашов не разделяет этого оптимизма. По его мнению, нынешний кризис существенно отличается от ситуации 2008-2009 годов, а рост потребления в сегменте luxury едва ли связан с психологической акклиматизацией покупателей, поэтому он не будет продолжительным. «В начале кризиса были определенные надежды, что это все ненадолго, и люди, у которых есть деньги, решили временно ужаться в тратах, а сегодня стало ясно, что пытаться переждать кризис бессмысленно, — считает эксперт. — Люди, у которых есть деньги, не уверены, что завтра они смогут заработать еще, и предпочитают тратить — пока им есть, что тратить».

По оценкам экономистов, за время кризиса доходы верхушки среднего класса, который в последние годы активно приобщался к товарам и услугам luxury, сократились на 40 проц. Это ставит бизнес, работающий в данном сегменте, перед необходимостью адаптировать свои бизнес-модели к меняющейся конъюнктуре.

Так или иначе компании стоят перед непростым выбором. «После того, как закончится нынешний всплеск потребления, покупателями товаров и услуг сегмента luxury останутся в основном богатые и сверхбогатые люди», — уверен Алексей Балашов. Если такой сценарий реализуется, то продавцы роскоши будут вынуждены отказаться от бизнес-модели, рассчитанной на обслуживание разросшейся за тучные годы аудитории, либо искать способы сделать свое предложение доступным для обедневших представителей среднего класса.

Источник: РБК Петербург

Фото: Louis Vuitton

люкс