• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Продажи одежды и обуви в соцсетях и мессенджерах в России превысили 100 млрд рублей. Это самая популярная категория

Продажи одежды и обуви в соцсетях и мессенджерах в России превысили 100 млрд рублей. Это самая популярная категория

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Российский рынок социальной коммерции, включающий в себя продажу товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других P2P-платформах, в 2018 году оценивается в 591 млрд рублей и 394 млн сделок. В социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов – компаний (B2C) и частных лиц (C2C). Такие данные приводят исследователи аналитического агентства Data Insight в своём обзоре "Соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing economy как каналы продаж", проведённого совместно с сервисом "Яндекс.Касса".

33 проц от объёма продаж в социальной коммерции приходится на сервисы объявлений (например, Avito, Юла), 26 проц — на социальные сети, 21 проц — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16 проц — на мессенджеры и 4 проц — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов). Большая часть сделок проходит в социальных сетях, но средний чек в них меньше, чем на сервисах объявлений.

Самая популярная категория продаж в социальных каналах — одежда и обувь. Объём продаж таких товаров составляет более 100 млрд рублей в год.

Средний чек покупки на социальных платформах — 1500 рублей. При этом за 73 проц заказов через такие каналы люди платят в среднем по 3000 рублей или меньше. В самой популярной категории — «Одежда и обувь» россияне платят в среднем по 1950 рублей.

B2C-продажи: 40 проц онлайн выручки – из соцканалов

76 проц торговых компаний, которые работают в онлайне, используют для продаж социальные каналы. Соцсети предпочитают 94 проц продавцов, мессенджеры — 29 проц. В среднем на социальные каналы приходится около 40 проц выручки от онлайн-продаж присутствующих там компаний (на собственные сайт и приложение — 53,4 проц).

Социальные сети — основной канал продаж у B2C-продавцов. Самая популярная у компаний социальная сеть — ВКонтакте. Здесь свои услуги и товары предлагают 15 проц опрошенных. На втором месте — Instagram (5,9 проц), на третьем — Одноклассники (3,8 проц). Для 80 проц компаний основной метод продаж в социальных сетях — через собственную страницу. 57 проц респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9 проц — встроенные платежи.

Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74 проц из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89 проц компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41 проц) и для рассылки предложений по клиентской базе (39 проц). 33 проц организаций, использующих социальные каналы, работают через чат-ботов.

В целом социальные каналы продаж эффективны для ведения бизнеса. За последние 12 месяцев доля продаж в таких каналах выросла у 55 проц опрошенных. Каждый пятый респондент, до сих пор не уделявший внимания социальным платформам, собирается начать работать через них в ближайшие 12 месяцев.

C2C-продажи: сайты объявлений популярнее соцсетей

Около 22 млн интернет-пользователей (примерно каждый третий) что-то продает через социальные каналы. Для 12 проц таких продавцов доход от социальной коммерции — существенный. 56 проц интернет-пользователей, торгующих через социальные каналы, предлагают в них товары, бывшие в употреблении, 22 проц — разные услуги, 14 проц — новые товары.

Социальные платформы — единственный канал торговли для 55 проц интернет-пользователей. Частные лица предпочитают продавать на специализированных сайтах объявлений (71 проц), реже — через соцсети (37 проц). Больше всего частных продавцов на Avito (65 проц от всех пользователей, вовлечённых в социальную коммерцию), на Юле (39 проц), во ВКонтакте (33 проц) и Instagram (9 проц). Чаще всего в соцсетях пользователи предлагают товары и услуги через тематические группы (51 проц опрошенных), личные страницы (47 проц), собственные группы (29 проц), рекламу (17 проц), публикации у блогеров (10 проц).

Привлекательность социальных платформ как канала продаж будет расти. Так, 28 проц пользователей хотят освоить платформы, с которыми ещё не работали, 27 проц — планируют увеличить продажи, 23 проц — расширить ассортимент.

У частных продавцов и компаний приём оплаты устроен по-разному. Компаниям доступны готовые платёжные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов. Из C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67 проц респондентов: 45 проц из них — на карту, 15 проц — на электронный кошелёк, 13 проц — на банковский счёт, 9 проц — на телефон. Оплату наличными принимают 63 проц опрошенных.

У компаний, торгующих через социальные платформы, ситуация иная: наличные принимают лишь 36 проц из них (оплата курьеру или при самовывозе). Для расчёта в социальных каналах 50 проц компаний принимают платежи с банковских карт, 40 проц — через интернет-банкинг, 38 проц — из электронных кошельков. Каждая третья компания (31 проц) осознанно заканчивает сделку не на социальной платформе, а на своём сайте, где обычно выбор платёжных опций шире. Тем не менее 5 проц компаний планируют начать принимать онлайн-оплату непосредственно в социальных каналах.

Фото: Avito

соцсети