«Республика» отдает магазины франчайзи

Сеть магазинов книг и подарков «Республика» откажется от собственных магазинов в пользу сети, функционирующей по лицензионному договору, сообщил “Ъ” представитель компании. По его словам, при текущей долговой нагрузке и сниженным в связи с пандемией покупательском трафике компания не может себе позволить содержать розничную сеть.

До пандемии компания управляла примерно 40 магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. После сокращения сети на фоне финансовых проблем, о которых “Ъ” сообщал 25 мая, у «Республики» осталось 12 магазинов в Москве и один в Екатеринбурге. Из них девять (включая екатеринбургский) уже переведены под управление франчайзи. Кто это, в сети не раскрывают, отмечая лишь, что речь идет о «непубличных компаниях». Еще четыре точки в Москве также передадут под лицензионное управление «в случае поступления соответствующих предложений», уточнили в «Республике».

Новая модель работы предполагает, что лицензиаты будут управлять всеми точками, а «Республика» — только интернет-магазином.

В лицензионном договоре «Республика» не требует от лицензиатов заключать договоры с конкретными поставщиками и не стандартизирует формат, подчеркивают в сети. В существующих точках сохранится интеграция с интернет-магазином, то есть они продолжат работать как пункты самовывоза. «Есть предложения об открытии магазинов под брендом "Республика" в других регионах»,— добавили в компании, не уточняя деталей.

Арбитражный суд Москвы 16 ноября зарегистрировал заявление «Республики» о собственном банкротстве — коронакризис нанес компании «непоправимый ущерб», поясняли в ее пресс-службе. Но проблемы у сети начались еще до пандемии: дыра в капитале оценивалась в 120 млн руб., ее возникновение партнеры сети связывали с агрессивным ростом и давлением на книжную розницу со стороны онлайн-торговли. Уже подано более 20 исков к «Республике» от партнеров, включая претензии от крупнейшего в России книгоиздателя «Эксмо-АСТ» на 122 млн руб.

Вряд ли «Республика» преследует цель заработать на франшизе — скорее, пытается сохранить бренд на рынке, полагает эксперт каталога franshiza.ru Анна Рождественская. «У партнеров-франчайзи иногда получается эффективнее работать с персоналом и договариваться с арендодателями, что в сегодняшней ситуации составляет большую расходную часть компании»,— комментирует она. В подобных ситуациях либо ищут стратегического инвестора на всю розничную сеть, либо раздают магазины «поштучно» и в первую очередь предлагают передать магазин в управление практически бесплатно сотрудникам или директору магазина, говорит госпожа Рождественская. Франчайзи-партнеры становятся по сути «антикризисными менеджерами с невнятными перспективами», поэтому стоимость таких сделок обычно «крайне маленькая», указывает эксперт. «Так было когда-то с сетью домашних товаров "Уютерра", но в итоге вся розничная сеть была закрыта, продолжил работать только интернет-магазин»,— резюмирует она.

Источник: "Коммерсант"

Фото: "Республика"

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ