Ритейл и власть о происходящей трансформации торговой отрасли

6 июня на Неделе Российского Ритейла прошло пленарное заседание «Цифровая трансформация торговли», которое собрало как представителей властей, так и ритейла. «Все мы находимся (в)месте, но никто не знает, в каком». Эту фразу из песни Виктора Цоя процитировал в начале заседания заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, отметив, что она напоминает нынешнюю ситуацию в российской розничной торговле в связи с происходящей цифровизацией отрасли.

И если крупный ритейл уже непосредственно занят этой масштабной работой, то многие предприниматели – представители малого и среднего бизнеса – часто не понимают, что им нужно делать в складывающихся новых условиях. Поэтому эта тема выбрана в качестве ключевой для пленарного заседания, - отметил замминистра.

Снятие ограничений для развития отрасли

По словам министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, Минпромторг России последовательно выступает за снижение административных барьеров и предпринимает все усилия, чтобы создать благоприятную нормативную базу для создания новых форматов торговли. В частности, прогнозируется, что в результате снятия ограничений по работе рынков в России в ближайшие 3 года появятся 2 тысячи розничных рынков.

Кроме того, Минпромторг намерен работать над снятием излишних ограничений и в отношении стрит-ритейла и над продвижением этого направления. «Мы учредили соответствующую номинацию «Лучшая торговая улица» (в конкурсе «Торговля России» в рамках НРР-2018 ). В этом году ее победителями стали Рязань, Нижний Новгород Ярославль и Москва», — добавил Мантуров. Он напомнил, что конкурс «Торговля России» в этом году прошел впервые, однако вызвал такой интерес в индустрии, что есть все основания полагать, что в будущем он станет ежегодным.

Новой гранью цифровизации отрасли стала идентификационная маркировка товаров. Денис Мантуров сообщил, что в России успешно действует проект по маркировке меховых изделий, лекарств, а в скором времени начнется маркировка обуви, табачных изделий. Согласно утвержденному правительством перечню, с 2019 года обязательной маркировке подлежат одежда, обувь, духи, постельное белье, автомобильные шины и фотоаппараты. В целом до 2024 года будет завершено внедрение маркировки по широкой номенклатуре.

«Я надеюсь, что комплексное развитие всех этих направлений, в то числе за счёт внедрения цифровых решений, позволит нам с вами сформировать максимально комфортную потребительскую среду», — подытожил министр.

Прозрачность информации о товаре и самого потребителя

По мнению гендиректора Inventive Retail Group Тихона Смыкова, благодаря смартфонам рынок для потребителя стал абсолютно прозрачен. И все ритейлеры развивают свои ресурсы в сети, стремясь, чтобы они соответствовали современным требованиям. «Но и сам потребитель стал омниканальным и прозрачным для технически вооруженных компаний», — считает он. Он также отметил, что сегодня интернет позволяет накапливать данные о клиенте, анализировать историю покупок, сравнивать похожих потребителей, предвосхищать спрос и быть востребованным для потребителя.

Глава Роскачества Максим Протасов, в свою очередь, отметил, что для потребителя будущего необходимо облегчить доступ к информации о товаре в любой момент, что сейчас недоступно. «Необходимо стандартизировать описание товара и предоставить рынку систему управления мастер данными о товаре для различных категорий товара», — подчеркнул он.

Российский и мировой ритейл в соответствии с глобальными трендами неизбежно вливается в поток всеобщей цифровизации. Быстро растет число потребителей, «живущих в цифре», развиваются прорывные информационные технологии, а значит и розничной торговле необходимо соответствовать новым требованиям. К такому выводу пришли эксперты и участники рынка в ходе прошедшего 6 июня пленарного заседания Недели Российского Ритейла, посвященного цифровой трансформации ритейла.

Фото: Минпромторг

 

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ