Российская онлайн-торговля выросла на 28 проц за полгода

Оборот российской интернет-торговли в первом полугодии вырос на 28 проц до 305 млрд руб., подсчитали аналитики Data Insight. Этот показатель не учитывает цифровые товары, бронирования и покупки в сегменте «путешествия» и т. п., а также покупки за рубежом. Об этом пишут «Ведомости».

В отличие от прошлых лет, когда обороты онлайн-торговли также прирастали на треть в год, в этом году главная причина роста рынка была инфляционной, констатировала Data Insight. Девальвация рубля и подорожание товара увеличили средний чек на 19 проц до 4200 руб. Количество покупок росло медленнее – на 8 проц до 73 млн заказов за полгода, подсчитала Data Insight.

А во II квартале прирост числа заказов был минимальный за последние пять лет – 4 проц. Если в начале года онлайн-коммерцию в России поддерживали «относительная дешевизна товаров, ввезенных в страну до падения курса рубля, и желание покупателей вложить оставшиеся рублевые накопления в товары длительного пользования», то потом влияние этих факторов ослабевало, пояснили аналитики.

Наиболее сложная ситуация у интернет-магазинов одежды и обуви

Но онлайн-торговля все равно чувствует себя значительно лучше классической розницы, отмечает гендиректор Enter Михаил Рубин. Российский потребитель по-прежнему ориентируется на цену, и поэтому он идет в онлайн «за лучшим ценовым предложением по сравнению с офлайном», рассуждает он. Потребители стали более осторожны в выборе и чувствительны к цене, соглашается Мария Назамутдинова из Ozon.

Кое-кто испытал и отток покупателей. По оценке Data Insight, наиболее сложная ситуация у интернет-магазинов одежды и обуви – у них стало в среднем на 10 проц меньше посетителей, чем было год назад. «Некоторые крупные игроки в этом сегменте смогли компенсировать снижение посещаемости мощным, иногда в 1,5–2 раза, ростом конверсии», – отмечают аналитики.

Оборот Lamoda, одного из крупнейших онлайн-ритейлеров одежды в России, за полгода вырос почти вдвое – до 3,21 млрд руб., а валовая рентабельность – до 42 проц с 33 проц годом ранее (данные из промежуточного отчета Kinnevik). Другой крупный онлайн-ритейлер одежды и аксессуаров – представитель KupiVIP не ответил на вопросы «Ведомостей».

У других крупнейших игроков в начале года рост продаж также опережал средние темпы по рынку. Так, онлайн-продажи «М.видео» за полгода выросли на 29,2 проц до 8,3 млрд руб. с НДС. Выручка Ozon.ru., по данным компании, выросла на 38 проц за полгода; Wikimart не раскрывает цифр, представитель «Юлмарт» отказался комментировать итоги полугодия.

Сейчас идет агрессивная борьба за онлайн-продажи и за онлайн-покупателей – участники рынка проводят много промоакций, идут на снижение цен, говорит представитель Ozon. Бытовая техника и электроника (основные товары в денежном выражении в российской интернет-торговле) – традиционные объекты ценовых войн, добавляет гендиректор Wikimart Андрей Кленин.

В 2014 г. примерно четверть всех заказов россиян в интернете делалась у зарубежных компаний

Российские интернет-ритейлеры по-прежнему продолжают жаловаться и на конкуренцию с зарубежными магазинами. Когда курс валют стабилизируется, трансграничная торговля начинает влиять на продажи, говорит Луканин из «Евросети». «Конкуренция по-прежнему есть, и доля трансграничной онлайн-торговли растет», – отмечает Кленин. Отсутствие пошлин на зарубежные покупки по-прежнему делает конкуренцию нечестной, говорит и Назамутдинова из Ozon. Но добавляет, что это на развитие его бизнеса не влияет.

Несмотря на то что зарубежные интернет-магазины стали менее привлекательны из-за обесценения рубля, покупки там все равно с начала года растут быстрее, чем внутрироссийские, как по числу заказов, так и в денежном выражении, говорит партнер Data Insight Борис Овчинников.

В 2014 г. примерно четверть всех заказов россиян в интернете делалась у зарубежных компаний, в этом году показатели выше, сказал Овчинников, не назвав конкретных цифр. В первую очередь это благодаря росту покупок у китайских игроков, крупнейший из которых – Aliexpress (площадка Alibaba для онлайн-торговли с Россией, Бразилией и др.), говорит эксперт.

Так, выручка от международного розничного бизнеса Alibaba за апрель – июнь 2015 г. выросла на 40 проц до 501 млн юаней (около 81 млн долл). В 2014/15 финансовом году рост был быстрее – 53 проц. Замедление связано с сокращением потребительского спроса на ключевых рынках, в том числе в России, сказано в отчете Alibaba. Другой крупный игрок – британский Asos – в начале июля объяснял сокращение выручки подразделения, отвечающего за российский рынок, в марте – июне 2015 г. на 4 проц без валютного эффекта тем, что сложная ситуация в экономике России не дает восстановиться спросу и продажам.

Источник: «Ведомости»

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ