Российские регионы ставят рекорды по вводу ТЦ

В прошлом году в региональных городах, без учета рынка Санкт-Петербурга, было открыто 560 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Это 2,2 раза больше, чем в 2018 году, однако по-прежнему значительно меньше, чем в период 2012-2015 годов, когда показатель превышал миллион кв. метров в год. Объемы ввода торговых площадей в регионах РФ проанализировала международная консалтинговая компания в области недвижимости CBRE.

По прогнозам, увеличение объемов ввода продолжится. В текущем году к открытию заявлено около 640 тыс. кв. м. Однако фактический объем ввода в эксплуатацию может быть меньше, так как восемь из 14 торговых центров анонсировали свое открытие в 4 кв. 2020 года. Следовательно, есть вероятность, что открытие этих объектов может быть перенесено.

Традиционно, города с численностью населения более полумиллиона человек формируют 60 проц объема нового ввода. Почти 40 проц новых площадей в прошлом году были открыты в небольших городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек. В течение последних пяти лет такие небольшие города были востребованы девелоперами в гораздо меньшей степени: их доля в общем объеме строительства не превышала 15 проц.

Более 50 проц объема торговых площадей, заявленных к открытию в 2020 году, расположены в Приволжском федеральном округе

Порядка 33 проц объема введенных в 2019 году торговых площадей (185 тыс. кв. м) расположены в городах Дальнего Востока – Владивостоке, Хабаровске, Уссурийске и Южно-Сахалинске. Дальний Восток интересен для девелоперов его «ненасыщенностью» при относительно высоком уровне благосостояния граждан: федеральный округ находится на третьем месте по уровню заработной платы после ЦФО и СЗАО. Также для региона характерен низкий уровень развития онлайн-торговли: 3 проц от общего количества заказов.

Более 50 проц объема торговых площадей, заявленных к открытию в 2020 году, расположены в Приволжском федеральном округе. Строительство ТЦ в Перми, Нижнекамске, Кирове обусловлено отсутствием качественного предложения в этих городах. В Казани средний возраст профессиональных торговых центров составляет 12 лет, в связи чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.

Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE: В перспективе ближайших двух лет мы увидим активное развитие торговой недвижимости в городах Приволжского федерального округа. Крупные проекты реализуются, например, в Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми («Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове («Время Простора, 2 фаза – 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Для целого ряда региональных городов сегодня характерно отсутствие действительно качественного предложения, при этом покупательская способность населения позволяет реализовать достаточно эффективный проект.

Фото: fjord-plaza.ru

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ