• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Российский Совет Торговых Центров подвел итоги 2020 года

Российский Совет Торговых Центров подвел итоги 2020 года

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

24 декабря состоялась пресс-конференция РСТЦ, посвященная итогам рынка торговой недвижимости 2020 года. Подстроившись под новую реальность, общение с журналистами и подведение итогов состоялось в онлайн-формате. Члены президиума поделись своими итогами этого непростого года и рассказали о планах.

Дмитрий Москаленко, Президент РСТЦ: «2020 год внес немало изменений в работу отрасли, научил нас быстро адаптироваться к новым условиям, безусловно произошли кризисные ситуации, к примеру, падение выручки для отрасли составили порядка 250 млрд. рублей, её частичное восстановление мы прогнозируем в срок не ранее конца 2021 года, а полное восстановление всей отрасли до короновирусных показателей - не ранее 2022 года. В 2021 году на мой взгляд наметились определенные тренды, первое, и наверное, самое главное, это то, что активно развивается e-commerce – нужно понять каким образом трансформировать торговые центры, чтобы офлайн и онлайн достаточно мирно существовать, к примеру внедрить пункты выдачи или отдельные места и локации, в которых будут размещаться, сортироваться и отправляться прямо к клиенту, совершенные покупки в торговых центрах. Второе это завершение период гигантомании и переход к формату районных ТЦ, которым в результате изменения потребительского спроса, будет необходимо закрывать потребности не только шоппинга, но и развлечений».

Олег Войцеховский, управляющий директор РСТЦ: «В РСТЦ прошли очень существенные изменения в плане изменения состава президиума, входа в Совет нового числа крупных лидирующих компаний рынка, заключение новых партнерских отношений с государственными властями и ведущими коммерческими организациями. Многократно увеличилась экспертиза Совета, а также наладился диалог с представителями власти, в результате которого идёт активное лоббирование интересов всех участников рынка торговой недвижимости. В следующем году мы планируем увеличить темпы развития, направленные на стандартизацию, сбор и систематизацию аналитических данных, а также продолжить вести диалог с властью для достижения стабильных взаимоотношений».

Мартин Шаффер, член президиума РСТЦ, Председатель совета директоров «PPF Real Estate Russia»: «Все мы надеемся, что сложная ситуация, с которой коммерческая недвижимость (и не только) столкнулась в 2020 году, развернётся в лучшую сторону, а начавшаяся вакцинация в скором времени поможет справиться с пандемией и торговые центры вновь станут центром притяжения для жителей городов. Строительство и введение новых объектов в нашей компании введётся в срок, мы адаптируемся к новым условиям и стараемся исполнять свои обязательства согласно указанных дедлайнов. Активность и спрос на новые торговые площади сохраняется, мы надеемся, что в 2021 году он будет только расти».

Николай Артёменко, член президиума РСТЦ, Генеральный директор компании «Malltech»: «Во время локдауна мы столкнулись с двумя основными проблемами: наш сектор торговой недвижимости не воспринимался властью, как что-то значимое. На мой взгляд это сильно навредило, так как не было осознания, что торговые центры значимая часть для всей экономики, при том, что торговые центры обеспечивают 25% розничного потребления страны и от деятельности ТЦ зависят миллионы рабочих мест. Падение выручки в весенние месяцы достигло 90%, но торговым центрам не оказывали должной поддержки, а наоборот решали проблемы других бизнесов за счёт нашего сектора. Второе, когда стали обсуждаться меры поддержки, технической возможности, их осуществить не было – пресловутые коды ОКВЭД всему виной. Суммарная потеря доходов по итогам года торговых центров в 2020 году я думаю составит порядка 40%, и это в лучшем случае».

Сергей Вадяев, член президиума РСТЦ, управляющий директор торговых центров MMG: «Несмотря на страшные пророчества в начале пандемии, по завершению локдауна мы увидели волну отложенного спроса и поэтапное восстановление трафика, да, существенно ухудшилась заполняемость торговых центров, но по итогу все основные игроки на месте, а торговые центры продолжают работать и принимать посетителей. Насладившись огромным объёмом онлайн шоппинга, все, пожалуй, оценили торговый центр, как важный общественный и инфраструктурный объект, где можно не только приобрести товары, но провести досуг, воспользоваться ежедневными услугами и т.д. Мы для себя определили, что онлайн шоппинг – это шоппинг по расчёту, а торговые центры – это шоппинг по любви».

Со снижением посетительского потока вырос средний чек, посетители приходят в торговые центры реже, но совершают покупки на более крупные суммы

Сергей Рябокобылко, член президиума РСТЦ, Генеральный директор «Cushman & Wakefield» в России: «2020 был беспрецедентным годом для всей индустрии, для всего сектора торговой недвижимости, но торговая недвижимость выступила лидером, смогла объединить вместе всех участников рынка, в том числе и потребителей. РСТЦ и вся индустрия вместе смогли представить некую формулу и подход к тому, как с одной стороны можно сбалансированно поддерживать работу отрасли, с другой – не навредить с законодательными инициативами, тем процессам, которые индустрия сейчас переживает. Все мы наблюдаем за динамикой роста заболеваемости и сейчас нам удалось выявить некую закономерность (ещё конечно предстоит более детально её проработать), но страны с доминированием торговых центров в торговом обороте оказывают лучшую динамику по заражениям – их меньше, в отличие от стран, где более ярко выражена культура уличной торговли. Из интересных цифр по итогам года, хочется сказать о снижение на 20 проц ввода новых торговых объектов от ранее предполагаемого, тем не менее это на 75 проц больше среднего показателя за последние три года, но в 2021 году мы прогнозируем спад (в Москве это будет порядка 200 тыс.кв.м. новых торговых площадей). Вакансия в торговых центрах Москвы стабилизировалась, хотя и показала существенное снижение к предыдущему периоду – рост составил порядка 18 прой. Со снижением посетительского потока вырос средний чек, посетители приходят в торговые центры реже, но совершают покупки на более крупные суммы. Мы с уверенностью смотрим на 2021 год – торговая недвижимость адаптируется намного быстрее любого другого сектора торговой недвижимости. С моей точки зрения РСТЦ и вся индустрия является хорошим двигателем успешного развития всей отрасли в 2021 году».

Фото: ТЦ "Мега Теплый Стан"

Торговый центр
ТЦ