• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Россияне не интересуются онлайн-шопингом на зарубежных площадках

Россияне не интересуются онлайн-шопингом на зарубежных площадках

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Интерес россиян к покупкам на AliExpress заметно снизился по сравнению с прошлым годом, утверждают аналитики Sberbank CIB. По их данным, граждане все больше обращаются к отечественным площадкам, включая Ozon и Wildberries, хотя китайский маркетплейс уверенно сохраняет лидерство на рынке. На фоне коронавируса россияне отложили покупки из-за рубежа до лучших времен, полагают эксперты. Об этом пишет "Коммерсант".

Снижение популярности трансграничных площадок в онлайн-ритейле в пользу отечественных ускорилось за последний год, говорится в исследовании «Потребительский индекс Иванова» Sberbank CIB от 13 июля, с которым ознакомился “Ъ”. Среди тех, кто делал покупки онлайн за последние полгода, в июне 2020 года доля назвавших AliExpress снизилась до 50 проц с 59 проц в марте прошлого года и 62 проц в марте 2018 года. Маркетплейс Joom, также предлагающий китайские товары, в июне 2020 года назвали только 10 проц против 16 проц в марте 2019 года.

В опросе, который для Sberbank CIB проводила исследовательская компания Cint, участвовали 2,3 тыс. россиян 18–65 лет из 164 городов с населением более 100 тыс. человек. Использовались как онлайн-опросники, так и личные и телефонные интервью. Респонденты могли давать несколько вариантов ответа. Индекс, по мнению Сбербанка, отражает текущие ожидания и предпочтения россиян со средним уровнем дохода.

Россияне все чаще выбирают отечественные площадки. Так, покупки на Ozon за последние шесть месяцев делали 38 проц опрошенных в июне против 32 проц в марте прошлого года и 29 проц в марте 2018 года. Wildberries показал наибольший прирост — в марте 2018 года его называли 15 проц россиян, через год — 22 проц, а в июне этого года — уже 36 проц. Аналитики также обратили внимание, что за год показатели удвоил маркетплейс «Беру» (входит в СП «Яндекс.Маркет» Сбербанка и «Яндекса», которое вскоре консолидирует последний). В ходе опроса в июне «Беру» назвали 8 проц респондентов против 4 проц в марте прошлого года. Сам Сбербанк после выхода из «Яндекс.Маркета» может сохранить интерес в российском онлайн-ритейле: как сообщал 4 июня Reuters, банк ведет переговоры о покупке 30 проц Ozon.

Снижение популярности трансграничных площадок в онлайн-ритейле в пользу отечественных ускорилось за последний год

По данным Sberbank CIB, в целом доля россиян, которые делают покупки онлайн, более чем за год выросла с 65 проц до 68 проц. Объем трансграничной онлайн-торговли рос примерно на треть ежегодно с 2017 года, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли, согласно которым в 2019 году он достиг 586 млрд руб. Однако в июне РБК со ссылкой на данные ВШЭ, у которой другая методика оценки, писал, что в 2019 году оборот трансграничной интернет-торговли, напротив, впервые за десять лет снизился — на 3 проц, до 323 млрд руб., упало и число выполненных заказов — с 349 млн до 340 млн.

В «AliExpress Россия» говорят, что не заметили резкого падения в сегменте недорогих заказов, которые составляют более 80 проц в трансграничной электронной торговле. «Февраль—апрель действительно стали самыми сложными месяцами, ведь они пришлись на пики коронавируса в Китае, Европе и России. Тем не менее мы фиксировали меньшее падение, чем у всего рынка»,— сообщили в пресс-службе компании.

По сравнению с предыдущим годом темпы роста продаж снизились, признает представитель Joom. Маркетплейс также заметил проблемы, вызванные коронавирусом, но к марту—апрелю «ситуация начала выравниваться», хотя ограничительные меры в разных странах и падение рубля в итоге негативно отразились на темпах.

По мнению партнера Data Insight Бориса Овчинникова, некорректно говорить о перетекании аудитории с трансграничных площадок в пользу российских. «Дело в том, что число онлайн-покупателей растет и они в первую очередь идут на российские площадки, обеспечивая рост их показателей»,— поясняет он. Прежних темпов роста трансграничных онлайн-продаж ждать уже не стоит, в последние годы рост российского e-commerce выше, продолжает эксперт, указывая, что и сама AliExpress активно развивает сегмент российских продавцов. По данным компании, за время карантина в России количество российских продавцов на маркетплейсе увеличилось на 40 проц, сейчас их больше 14 тыс.

Источник: "Коммерсант"

Фото: Aliexpress

онлайн-торговля