• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Рост уровня вакантных площадей в ТЦ Петербурга продолжился

Рост уровня вакантных площадей в ТЦ Петербурга продолжился

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

В структуре ушедших арендаторов доля fashion-ритейлеров превышает 50 проц

Пересмотр ритейлерами планов по развитию приводит к постепенному росту доли вакантных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга. Согласно данным JLL, за 2-й квартал 2015 года вакантность в качественных ТЦ выросла с 6,2 проц до 6,5 проц. По оценкам экспертов JLL, основным источником этого увеличения является освобождение помещений fashion-ритейлерами, которые серьезно пересмотрели планы развития и оптимизируют существующую сеть.

Среди ушедших за прошлый квартал арендаторов торговых центров Петербурга больше половины площадей приходится на ритейлеров одежды, обуви и аксессуаров, тогда как среди новых магазинов доля этой категории меньше. В то же время продолжают развитие различные развлекательные форматы, и доля этого сегмента в структуре новых арендаторов 2-го квартала выше, чем среди ушедших. Аналогично открытых магазинов подарков, игрушек, книг в минувшем квартале оказалось чуть больше, чем закрытых.

В целом за 2-й квартал в действующих торговых центрах Петербурга закрылось на 30 проц больше арендаторов, чем появилось новых. В условиях меняющегося рынка ритейлеры обращались к собственникам торговых центров с вопросом о пересмотре условий аренды. В большинстве случаев ритейлеры достигали компромисса с арендодателями по поводу индивидуальных условий аренды, например, о скидке или фиксации курса для валютных договоров. В некоторых случаях происходила оптимизация размещения магазина внутри торгового центра: например, ряд магазинов переместились в более привлекательные помещения в ТЦ. Однако иногда достичь приемлемых условий не удавалось, что способствовало росту доли вакансий. Следствием наиболее серьезных противоречий между собственниками и арендаторами стало появление в ряде торговых центров фактически закрытых магазинов – прежде всего магазинов одежды – с полным набором товаров и оборудования внутри.

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает: «Изменение структуры арендаторов является следствием стремления управляющих торговыми центрами заполнить вакантные площади любыми способами, открывая на этих помещениях низкодоходные проекты, например, расширяя развлекательную зону. Помимо этого иногда девелоперы готовы отдавать пространство под различные некоммерческие проекты, например, организовывая выставочное пространство с целью улучшения визуальной наполненности торговых центров. Также в некоторых ТЦ происходит переформатирование этажей – частично пустующие небольшие площадки объединяются в одно крупное помещение, которое занимает якорный арендатор».

Эксперты компании JLL полагают, что процесс оптимизации существующих сетей еще не завершился. Вследствие резкого ослабления рубля во второй половине 2014 года и первом квартале 2015 года затраты ритейлеров, исчисляющиеся в валюте (закупки, аренда), серьезно выросли, в то время как доходы в среднем сократились. Так, в целом, по данным Росстата, оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге в первые пять месяцев 2015 года снизился на 8,3 проц.

Несмотря на возобновление рядом сетевых ритейлеров поиска новых помещений во 2-м квартале 2015 года, объема спроса в сегменте торговых центров пока недостаточно для заполнения освободившихся помещений. По прогнозам аналитиков JLL, к концу 2015 года доля вакантных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга вырастет до 7-7,5 проц.

К будущим торговым центрам с отдаленным сроком ввода, запланированным на 2017 год и позже, или с неопределенной концепцией ритейлеры относятся еще более настороженно. Поэтому новых проектов практически не заявляется, а прогнозы ввода на 2015-2016 годы остаются стабильными. В 2015 году будут открыты 2-я очередь ТРК «Питер-Радуга» (27 тыс. кв. м) и аутлет-центр Outlet Village Pulkovo (15,4 тыс. кв. м). На 2016 год запланировано открытие ТРЦ «Охта Молл» (77 тыс. кв. м) и «Порт Находка» (10,6 тыс. кв. м).

JLL
торговая Недвижимость