• Home
  • Новости
  • Ритейл
  • Свободные площади в ТЦ Москвы по итогам 2021 года могут достигнуть 10 проц

Свободные площади в ТЦ Москвы по итогам 2021 года могут достигнуть 10 проц

By Galina Utesheva

16 нояб. 2021 г.

Ритейл

Аналитики CBRE, ведущей международной консалтинговой компании в области недвижимости, подвели итоги 10 месяцев на рынке торговой недвижимости Москвы и сделали прогнозы до конца 2021 года.

С начала 2021 года в Москве было открыто 5 торговых центров общей арендуемой площадью 80 тыс. кв. м. Основной объем, 70 проц торговых площадей, заявленных к открытию на 2021 год, придется на конец ноября – декабрь. Сроки открытия нескольких торговых центров арендуемой площадью порядка 50 тыс. кв. м уже перенесены на начало 2022 года. Таким образом, в четвертом квартале к открытию ожидается 201 тыс. кв. м. Учитывая сохранение негативной эпидемиологической ситуации, девелоперы могут перенести открытия на более благоприятный период и запустить торговые центры в 2022 году. Таким образом, общий объем открытий может составить 250 тыс. кв. м по итогам года.

8 ноября состоялось открытие ТРЦ «Смоленский Пассаж 2». Самый ожидаемый проект 2021 года – открытие ТРЦ «Павелецкая Плаза», парк на Павелецкой площади был открыт для посетителей в сентябре.

Средний размер открываемых торговых центров продолжает сокращаться. В течение последних 4 лет средняя площадь составляет 20 тыс. кв. м–24 тыс. кв. м кв. м против 46 тыс. кв. м в 2015–2016 годах. Средний объем новых торговых проектов будет находиться в диапазоне 10 тыс. кв. м–30 тыс. кв. м. На рынок будет выходить все больше проектов районных торговых центров и многофункциональных комплексов, имеющих в своей структуре торговую составляющую. Новые торговые центры будут нацелены на удовлетворение потребностей населения, проживающего или работающего в непосредственной близости к проекту.

С начала 2021 года на рынке торговых центров Москвы наибольшую активность сохраняют продуктовые и fashion сети. Высокий спрос также наблюдается со стороны операторов ресторанов и кафе. Драйверами увеличения оборотов торговых сетей в 2021 году стали снятие ограничений и возвращение большинства сотрудников в офисы, траты накоплений за 2020 год и рост розничных цен.

В рамках принятых программ развития компании тестируют новые локации и форматы. Например, H&M открыл самый большой магазин в России площадью более 3,5 тыс кв. м в ТРЦ «Мега Теплый Стан», группа Melon Fashion Group объявила об открытии новых форматов брендов befree, ZARINA и Love Republic, в конце 2021 года ожидается запуск самого большого магазина Uniqlo в Европе в новой концепции в ТРЦ «Европейский». В ТРЦ «Ривьера» off-price ритейлер Familia открыл первый магазин формата Familia Home. Hoff запустил phydidgital-пространство в ТРЦ «Мега Белая Дача». Компания «Азбука Вкуса» объявила о ребрендинге, в рамках которого пройдет реновация магазинов сети. Фокус новых концепций, запускаемых ритейлерами, - создание уникального опыта потребителя, в основе которого лежит гармоничное сочетание цифровой среды и физического пространства.

Интерес к московскому рынку усиливается со стороны региональных сетей: волгоградский ритейлер открыл первый магазин под брендом Noun в ТРЦ «АФИМолл», до конца года к открытию запланировано еще 5 точек.

Уровень вакантных площадей в ТЦ Москвы по итогам 2021 года может достигнуть 10 проц за счет открытия большого объема торговых площадей в конце года

Согласно нашим прогнозам, экспансия торговых операторов продолжится. В среднесрочной перспективе темп роста розничных продаж может быть ограничен сохраняющимся негативным эпидемиологическим фон и очередными мерами по закрытию торговых центров для сдерживания распространения пандемии, а также сдержанной динамикой доходов населения и дальнейшим ростом розничных цен, что может негативно отразиться на планах ритейлеров по дальнейшему развитию.

Уровень вакантных площадей в ТЦ Москвы по итогам 2021 года может достигнуть 10 проц за счет открытия большого объема торговых площадей в конце года. Тем не менее, принимая во внимание текущую динамику сделок, по прогнозам CBRE, в первой половине 2022 года объем свободных помещений будет сокращаться.

В течение третьего квартала 2021 года Прайм ставка аренды в топовых ТЦ скорректировалась на 1 проц до 200,3 тыс. руб. благодаря укреплению курса рубля к евро. Часть топовых ТЦ продолжает номинировать ставки аренды в евро. По прогнозам CBRE, существенного изменения ставки до конца 2021 года не ожидается.

Ключевые ТЦ продемонстрировали высокую способность к восстановлению трафика. Прайм ставка аренды практически достигла допандемийного уровня, в третьем квартале она составила 83 тыс. руб. против 85 тыс. руб. по итогам 2019 года. Предоставление скидок носит исключительный характер в зависимости от ограничений работы того или иного профиля арендатора.

Фото: H&M