• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Торговый рынок Москвы может отыграть последствия пандемии к концу 2021 года

Торговый рынок Москвы может отыграть последствия пандемии к концу 2021 года

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

В I квартале 2021 года уровень арендных ставок на торговые помещения в московских ТЦ остался в прежнем ценовом диапазоне относительно предыдущего квартала, говорится в исследовании Knight Frank.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ставки аренды снизились на 25 проц под влиянием мер по предотвращению пандемии и экономического кризиса. Такое снижение было впервые зафиксировано во II квартале 2020 года относительно границ диапазонов базовой арендной ставки для якорных арендаторов и операторов торговой галереи с небольшой площадью помещений и с тех пор остаются стабильными.

Максимальные базовые ставки аренды, несмотря на определенное снижение, также приходятся на помещения в зоне фудкорта и для «островной» торговли в действующих проектах с высоким трафиком и могут достигать 120 тыс. руб./кв. м/год. Минимальные ставки аренды устанавливаются на помещения площадью более 2 000 кв. м для якорных арендаторов.

Помимо прямого негативного влияния противовирусных мер на финансовые показатели большинства ретейлеров, свой отпечаток накладывают ослабление рубля, волатильность курса валют, внедрение маркировок и онлайн-касс, рост дополнительных расходов – доставка для онлайн-заказов, покупка антисептиков и масок для офлайн-магазинов. Средний показатель доходности сетевого ретейлера по итогам 2020 года составил около 3 проц, тогда как десять лет назад он был в два раза выше. Ввиду этого выдержать прежний уровень арендной нагрузки не получится и, соответственно, в ближайшей перспективе коммерческие условия будут пересматриваться.

В I квартале 2021 года было зафиксировано улучшение показателей работы ретейлеров и девелоперов – несмотря на медленное восстановление трафика в торговых центрах отмечается рост коэффициента конверсии и товарооборота в пределах 10-20 проц, что обусловлено как поведением покупателей, так и работой брендов по обновлению своих торговых точек и активным внедрением цифровых технологий.

Тренды, сформированные под влиянием факторов 2020 года, сохраняются. Прежде всего, это налаживание коммуникации между девелоперами и ретейлерами с целью поиска решений по преодолению кризисного периода; поддержка локальной торговли посредством покупок жителями близлежащих домов; различные виды коллабораций, особенно в специфике интеграции среды O2O, а также подключение ретейлеров к маркетплейсам и сотрудничество с сервисами доставки.

Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank: «Все участники рынка торговой недвижимости возлагают большие надежды на 2021 год, и мы уверены, что небезосновательно. По прошествии первых трех месяцев мы отмечаем постепенное смягчение ограничительных мер по предотвращению распространения коронавируса, на фоне этого улучшается и ситуация в торговых центрах – растет посещаемость и, самое главное, большинство ретейлеров фиксируют положительную динамику товарооборота своих магазинов. Если сложившаяся в I квартале динамика сохранится, то к концу текущего года рынок торговой недвижимости может отыграть негативные последствия пандемии».

Фото: ТЦ "Гименей"

Торговый центр