• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • ТЦ Москвы в 2015 году будут работать в сложных условиях

ТЦ Москвы в 2015 году будут работать в сложных условиях

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Дорогой доллар и сильная конкуренция между ТРЦ в Москве заставит работать собственников торговых объектов в очень сложных условиях в 2015 году, считает старший консультант отдела исследований рынка CBRE. В интервью Интерфакс-Недвижимость эксперт рассказал, как сильная девальвация курса рубля, произошедшая в конце 2014 года, заложила "мину замедленного действия" под рынок торговой недвижимости. «Перенасыщение торговых центров суперрегионального формата осложнит борьбу за клиента в ТРЦ Москвы», - говорит Максим Палт.

"Несмотря на потребительский ажиотаж в декабре 2014 года, и ритейлерам, и собственникам ТЦ придется работать в условиях очень сложного 2015 года. Мощное падение покупательной способности доходов населения относительно импортных товаров сильно ударит по импортоориентированным ритейлерам, доля которых особенно высока в сегменте одежды, обуви и аксессуаров", - заявляет М. Палт, отмечая, что при этом рублевые расходы на аренду удвоились против начала 2014 г.

Сегмент ТЦ суперрегионального формата в Москве будет перенасыщен уже в 2017 году

В этой связи, по его словам, неудивительно, что в 2014 году для рынка торговой недвижимости Москвы стали нормой технические открытия, когда ТЦ был заполнен к моменту открытия лишь на 30-40 проц.

"Интересно отметить, что в этом случае кризис маскирует факт сильного роста конкуренции между ТРЦ в Москве, который происходит в связи с появлением новых торговых гигантов. Ведь тенденция технических открытий появилась еще в конце 2013 года", - отмечает эксперт.

М. Палт считает, что сегмент торговых центров суперрегионального формата в Москве будет перенасыщен уже в 2017 году.

"Уже сейчас зоны охвата таких ТРЦ покрывают всю Москву и активно пересекаются между собой, воюя за клиента. Однако девелоперы по-прежнему анонсируют строительство крупномасштабных ТРЦ, предполагая за счет их размера охватить очень широкую аудиторию потенциальных посетителей", - заявляет он.

По его мнению, в условиях неизбежного попадания в зону охвата конкурентов, риски девелоперов существенно выросли бы даже без участия текущего кризиса. Под удар попадают и инвесторы уже работающих объектов.

Так, по словам Палта, показателен пример ТРЦ "Метрополис", в 15 минутах езды от которого в 2014 году открылся ТРЦ Авиа Парк". "Зона охвата "Метрополиса" из-за этого уменьшается, что потенциально грозит снижением его посещаемости", - отмечает он.

Эксперт пояснил, что, не дожидаясь возможных негативных последствий от появления нового конкурента, собственники ТРЦ "Метрополис приняли решение укрепить свои рыночные позиции за счет строительства второй очереди и проведения ре-концепции своего объекта.

"В конечном счете, имеющиеся у собственников и девелоперов альтернативы ограничены: либо им придется пойти на снижение арендных ставок, рост вакансии и потерю части денежного потока, либо уже сейчас необходимо инвестировать в создание новых точек притяжения клиентов в своих работающих и строящихся объектах", - заявляет М. Палт.

По его словам, в ближайшее время можно будет увидеть волну ре-концепций различной степени глубины.

Что касается более мелких игроков, например, ТРЦ районного формата, то для них крайне актуальными становятся качественные услуги геомаркетинга, считает он. Они позволяют эффективно оценить потенциал потоков клиентов и выбрать оптимальную локацию, минимизирующую риски, связанные с присутствием в зоне охвата крупного ТРЦ.

Торговый центр