• Home
  • Новости
  • Ритейл
  • В 2021 году объем свободных площадей в ТЦ Москвы может превысить 10 проц

Ритейл

В 2021 году объем свободных площадей в ТЦ Москвы может превысить 10 проц

By Galina Utesheva

6 апр. 2021 г.

Последствия коронавируса привели к снижению товарооборота Москвы в 2020 году на 6 проц согласно последней оценке Oxford Economics. Возврат к докризисному уровню в абсолютном значении ожидается не ранее 2022 г. Пандемия, последовавшее ограничение мобильности населения наряду с падением доходов не могли не отразиться на планах торговых операторов в отношении открытия новых магазинов, а некоторые не только пересмотрели свою экспансию, но и сократили количество магазинов своих сетей. В 2021 году объем свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжит рост и может превысить 10 проц. При этом, как и в 2020 году, основной объем придется на блоки площадью до 250 кв. м. Несмотря на продолжение ротации арендаторов, она будет обусловлена в первую очередь показателями эффективности конкретного магазина, а не профиля торгового оператора.

Для того, чтобы оценить, как пандемия повлияла планы ретейлеров, компания CBRE проанализировала более 1 000 сделок аренды новых площадей в торговых центрах Москвы за последние четыре года, 2017–2020 годы.

Fashion сегмент является одним из наиболее пострадавших сегментов розничной торговли

Согласно проведенному анализу, пандемия не повлияла существенно на структуру спроса, но стала причиной снижения объема сделок, в Москве он сократился на 40 проц. Fashion операторы традиционно доминируют в общем объеме сделок, их доля находится на уровне 30-40 проц. Несмотря на то, что Fashion сегмент является одним из наиболее пострадавших сегментов розничной торговли (сокращение на 27 проц в 2020 году, по данным Euromonitor), его доля осталась максимальной и по итогам 2020 года.

Операторы кафе и ресторанов, продуктовые ретейлеры, а также категория товаров для дома увеличили свою долю в общей структуре спроса на рынке Москвы. Активность последних, в том числе, была обусловлена влиянием COVID-19 на смещение фокуса потребителей на приобретение продуктов и товаров первой необходимости, а также товаров для дома и ремонта.

Операторы категорий услуги и развлечения продемонстрировали наибольшее сокращение активности на московском рынке в 2020 году относительно 2019 года. При этом, категория услуги – единственный сегмент, который существенно вырос в 2019 году. Доля сегмента развлечения уменьшается в течение последних 4 лет.

Ретейлеры категорий электроника и бытовая техника, а также детские товары отличаются низкой долей в общей структуре спроса.

Темпы открытия новых точек продемонстрировали преимущественно отрицательную динамику. В Москве количество сделок сократилось в 3 раза. Изменение объема средней сделки отличается в разных категориях. Например, в категории электроника и бытовая техника средний объем сделки сократился на 20 проц, в категории развлечения более чем в 3 раза. При этом, положительная динамика наблюдалась в сегменте товаров для дома, размер сделки увеличился в 3,5 раза в Москве. Fashion-операторы демонстрировали наибольшую устойчивость.

Фото: Hines